Откуда мы знаем, что не умрем?


Источник: Jr Korpa / Unsplash

Наука не может ни доказать, ни опровергнуть бессмертие души. Однако христиане в нем не сомневаются. На то есть веская причина: если человек не бессмертен, получается, что Бог сотворил его зря. 

Привели доказательства бессмертия души, которые предлагает священник Димитрий Лушников в учебнике «Основное богословие» (Издательский дом «Познание, 2021 г.).

Имеет ли на самом деле вера в бессмертие души важное практическое значение для человека? От ответа на этот вопрос напрямую зависит сам характер и содержание жизни человека.  

Атеистический взгляд. Если встать на атеистическую точку зрения и отрицать бессмертие души, то неминуемо определяющим мотивом жизни человека становится осуществление принципа «бери от жизни все, что она может тебе дать», carpe diem («лови день»), как говорили древние. Если убедить человека в том, что все заканчивается вместе со смертью, то какую задачу по отношению к жизни он может признать разумной? Вполне очевидно, что задачу извлечения наибольшего объема приятных ощущений от жизни. 

Религиозный взгляд. Совсем иной порядок жизни определяется религиозным мировоззрением, предполагающим бессмертие души. В рамках принятия религиозных истин человек приоритетным для себя считает внутреннее содержание своей жизни, и стремится прежде всего к духовно-нравственному совершенствованию. Он определяет себя к серьезному решению вопроса о смысле жизни, осознает себя способным решать вопросы о первоначальных основах бытия и познания. Признавая возможность высшего бытия, «в противоположность слепой и не владеющей собой природе»1Соловьев В. Аскетическое начало нравственности // Вопросы философии и психологии. 1895. Кн. 1 (26). С. 75., человек осознает в себе внутреннее достоинство и нежелание подчиняться своей животной природе, материальному влечению, человеку «стыдно быть, как животное»2Там же. С. 68., он ощущает в себе стремление не к простому существованию, но желание жить как должно. 

Стремления души. Изучая духовные стремления человека, мы видим, что создавшая его творческая рука направляет его к совершенствованию. В душу человека заложены два существенных стремления: стремление к истине и стремление к добру, то есть к совершенствованию в познании и в нравственности. 

  1. Человек, бóльшая часть знаний которого имеет субъективный характер, непрестанно и без всяких утилитарных целей стремится к качественному улучшению и количественному увеличению своих познаний. Человек стремится обладать истиной, пытаясь перейти за пределы имеющегося опыта, решить фундаментальные вопросы о причинах и целях своего бытия, всего существующего, и т. д.
  2. Человек чувствует себя обязанным совершенствоваться нравственно, облагораживать себя и окружающий мир. Человек всегда старается полагать в основу частной и общественной жизни доброе, нравственное начало, желает видеть в своей жизни и жизни других людей осуществление добра или высочайшего блага. Однако практика показывает, что как бы человек ни стремился прогрессировать в умственном и нравственном отношении, конечных целей он достичь не может. Не достигает он ни той полноты знаний, которая была бы ему желанна, когда бы разрешились все противоречия и сомнения, ни той полноты нравственного совершенства, которой требует его нравственное сознание.

Смысл бессмертия. Но мог ли премудрый всеблагой Творец создать человека только для того, чтобы он вечно стремился к чему-то высшему, не достигая цели своих стремлений? Возможно ли предположить нецелесообразность действий Бога? Безусловно, нельзя. Чтобы избежать утверждения о бессмысленности в действиях Бога, избежать отрицания целесообразности устройства человека, остается предположить бессмертие души. 

Бессмертие души — продолжение бытия человека после смерти тела, когда бы стало возможным достижение целей, положенных Богом человеку при его творении. Таким образом, бессмертие несамобытного человеческого духа в данном случае коренится не в природе человеческого начала как такового, но в образе его существования, отвечающего воле Божией о нем, — замыслу Бога о совершенстве человека. 

Итог. Два основополагающих стремления человека (к познанию и добру) остаются неосуществленными в условиях земной жизни. При этом мы знаем о Боге как о премудром Творце, целесообразно творящем человека и мир. Но если после смерти тела Бог прекращает бытие человека, то получается, что Он изначально полагает стремления, которые на практике не осуществляются. Получается, Он творит человека нецелесообразно, что недопустимо в понятии о Боге. Чтобы избежать этого противоречия, разуму необходимо требуется признать бессмертие души.

Приобрести книгу в магазине «Остров книг».