Как восходит душа: ответ Василия Великого в новом сборнике
Издательский дом «Познание» готовит к публикации сборник материалов конференции, посвященной Василию Великому. У читателей портала «Иисус» есть возможность первыми прочитать особенно яркие доклады. Сегодня публикуем отрывок, в котором докладчик разбирает учение святителя о восхождении души. В чем заключаются последствия грехопадения? Что означают «образ и подобие» Бога в человеке? И почему наше несовершенство — это Божий дар? Разберем в статье.
Духоносные души, просвещенные Святым Духом: святитель Василий Великий о восхождении души
Идея восхождения влечет за собой множество вопросов. Прежде всего, следует спросить, а кто же совершает восхождение? Только ли душа? Или же душа вместе с телом? Либо душа восходит из или от тела, чтобы покинуть его? Как мы увидим, свт. Василий, говоря о восхождении, прежде всего, подразумевает восхождение души. Помимо этого, невозможно размышлять о восхождении, не рассматривая также — или, как минимум, подразумевая — грехопадение, а если не его, то, по крайней мере, некую дистанцию между душой и Богом, преодолеваемую посредством восхождения.
Таким образом, для того, чтобы получить представление о том, как свт. Василий представлял восхождение, нам необходимо узнать, что он думал о грехопадении. И, наконец, идея восхождения всегда ставится рядом с понятием мистицизма. Отец Эндрю Лаут отмечает, что хотя не весь мистицизм одинаков, мы все же можем определить его как «поиск Бога или высшего начала ради Него Самого, и нежелание удовлетвориться чем-то меньшим, чем Он Сам; поиск непосредственного контакта с объектом устремления души». Или в том же ключе Бернард МакГинн описывает мистическую составляющую христианства как «ту часть его учения или практик, которые относятся к приготовлению, осознанию и ответу на то, что может быть описано как непосредственное или прямое присутствие Божие». Таким образом, восхождение — это дорога или путешествие к непосредственному или прямому единению с Богом, а мистик, говоря обыденным языком, уже наслаждается опытом этого единения, даже если оно мимолетно или неполно. Свт. Василий неизвестен как мистик. И хотя он непрестанно молился, создается впечатление, что в целом он был активно вовлечен в общественную жизнь, а не жил в созерцательном уединении. В молодости он отрешился от мира и жил подобно аскету или монаху, но, в конечном счете, был вынужден возвратиться в город и принять сан епископа, который постоянно требовал от него времени и умственного напряжения. Свт. Василий не только был вынужден выполнять широкий круг пасторских и церковных обязанностей, надзирать за кесарийскими монахами, находящимися в его подчинении, но также уделять время все возрастающим общественным обязательствам и просьбам о покровительстве, поскольку епископ в IV в. являлся не только лицом церковным, но все больше и больше становился лицом государственным. Поэтому неудивительно, что свт. Василий, похоже, не был удостоен мистических переживаний и сопутствующих им благодатных явлений.
Свт. Василий прибегает к понятиям восхождения (ἀναβαίνω, ἀνάβασις), хотя и не так часто. В этом докладе мы пытаемся показать, что, несмотря на это, у свт. Василия есть полноценное богословие восхождения. В тех нескольких отрывках, где он упоминает о восхождении, он ссылается, иногда косвенно, на темы, относящиеся к восхождению и указывающие на роль восхождения в его более широком понимании домостроительства спасения.
Грехопадение и отчуждение от Бога
Как было сказано выше, мы не можем должным образом уяснить учение св. Василия о восхождении души, не рассмотрев, как он понимает ее нынешнее падшее и отчужденное состояние. Когда свт. Василий говорит о падшем состоянии человека, он неизменно связывает нашу греховность с телом. Трактат «О Святом Духе» — locus classicus («классическое место») его учения о восхождении, — начинается с хрестоматийной констатации факта нашей греховности:
Тесное единение Духа с душой есть сближение, происходящее не в пространственном отношении (ибо бестелесное не мо жет приближаться телесным образом), но устранение страстей, которые привзошли в душу впоследствии от привязанности ее к телу, и отдалили ее от сродства с Богом.
Свт. Василий может говорить о грехопадении в понятиях, напоминающих рассуждения влиятельного учителя III в. Оригена. Душа внимала Богу и была соединена с Ним посредством любви, но «отпав от Него, она стала страдать различными и многообразными недугами». Поскольку душа сотворена «по образу Божию, она разумеет доброе, умеет им наслаждаться, … пребывая в созерцании прекрасного». Но, как ранее утверждал Ориген, душа пресытилась и пала. Свт. Василий говорит, что душа,
пресытившись блаженным наслаждением и как бы отягченная какою-то дремотою, ниспав с высоты горнего, входит в общение с плотью ради гнусных наслаждений сластолюбием (διὰ τὰς αἰσχρὰς τῶν ἡδονῶν).
Что бы мы ни заключили из этих текстов, похоже, что св. Василий оставил в стороне учение о предсуществовании душ. Более того, понимание свт. Василием природы ангелов противоречит мнению о том, что люди некогда были бестелесными душами, поскольку ангелы «как имеющие свободу в избрании и никогда не теряющие непрестанного стремления к истинному Благу» не возрастают в святости, но таковы «с минуты [их] сотворения». Это означает, что для свт. Василия грехопадение не было ниспадением души в телесную темницу.
Хотя наше падшее состояние и не связано с бестелесностью, и Бог с самого начала замыслил для наших душ пребывание во плоти, тело для свт. Василия все же остается чем-то внешним, не присущим человеческой личности. Он применяет различие между внешним и внутренним человеком, введенное апостолом Павлом (ср.: 2 Кор. 4:16), к толкованию Быт. 1:26: Сотворим человека по образу Нашему, и полагает, что эти слова относятся к «внутреннему человеку», поскольку именно наша разумная душа создана по образу Божию:
Я различаю двух людей: одного явного, а другого — сокрытого в явном, невидимого и внутреннего человека… Я [существую] как внутренний человек. А то, что находится вне [меня], — это не я сам, но то, что мое. Ибо [моя] рука — это не я сам, но я сам — это разумная душа. Так что тело — это орудие человека, орудие души, а человек [называется] так преимущественно по своей душе.
Здесь необходимо добавить еще одну деталь. Человек — тело и душа — был сотворен не в состоянии отчуждения, но все же и не в состоянии блаженной близости с Богом. Т.е. из рук Божиих этот человек выходит несовершенным, но в данном случае это означает, что человек — творение не покореженное и ущербное, а незавершенное. Таким образом, изначально человек находится не в падшем и отчужденном состоянии, но, так или иначе, на определенной дистанции и в отстранении. Это значит, что, если бы не было грехопадения, восхождение все равно было бы необходимо для того, чтобы душа могла прийти к совершенной близости с Богом.
Одно из следствий этой изначальной дистанции между Богом и человеком заключается в том, что человек — это разумное телесное создание, которое постепенно приближается к совершенству, употребляя свои разумные силы и дар Святого Духа. Эта изначальная дистанция даже необходима в силу достоинства человека, сотворенного по образу и подобию Божиему. Действительно, этим подчеркивается великое достоинство человека, что он был сотворен ради достижения единства с Богом посредством восхождения. Свт. Василий решительно отвергает предположение, что библейские выражения «по подобию» и «по образу» означают одно и то же:
Если бы здесь речь шла об одном и том же, то не стоило бы дважды повторять одно и то же. А заявлять, что в Писании есть пустые слова, — это опасное богохульство.
Таким образом, быть сотворенным «по подобию» означает иметь способность приобретать по своей воле «бытие по подобию Божиему». Бог как бы уступил нам место, чтобы мы могли участвовать в своем уподоблении Ему:
То, что по образу, ты имеешь благодаря тому, что ты являешься разумным существом; по подобию же ты становишься, когда приобретаешь благость… Ныне одно тебе дано, а другое оставлено незавершенным, чтобы ты сам достиг совершенства, став достойным воздаяния от Бога.
Таким образом, по мысли свт. Василия, Бог «дал нам способность становиться подобными Ему и оставил нас самих быть тружениками в уподоблении Богу, чтобы мы сами получили за этот труд вознаграждение… Он предоставил мне самому [позаботиться] о достижении подобия Божия, чтобы это чудо принадлежало мне самому, а не кому-то другому». Мы можем это применить и к понятию духовного восхождения: Бог сотворил нас лишенными близости непосредственного созерцания Его, чтобы мы, благодаря реализации нашей способности в действии, восходили к созерцанию и мистическому единению с Ним.
Автор доклада: Стивен Гильдебранд.