Как бороться с посторонними мыслями во время молитвы?


Дмитрий Белюкин «Старый Новый Храм», 1995 г.
Дмитрий Белюкин «Старый Новый Храм», 1995 г.
Источник: Соцсети

Одно из главных препятствий к внимательной молитве — появление посторонних помыслов. Святой Иоанн Кронштадтский, великий подвижник конца XIX — начала XX столетия, описывает в своих дневниках, как во время совершения Божественной литургии, в самые ответственные и священные моменты, перед его мысленным взором вдруг представал яблочный пирог или какой-нибудь орден, которым его могут наградить. И он с горечью и сожалением говорит о том, как подобные посторонние образы и помыслы могут разрушить молитвенное состояние. Если такое случалось со святыми, то нет ничего удивительного в том, что это случается и с нами. Чтобы обезопасить себя от этих помыслов и постоонних образов, мы должны учиться, как говорили древние Отцы Церкви, «стоять на страже ума своего».

У аскетических писателей Древней Церкви было детально разработанное учение о том, как посторонний помысел постепенно проникает в человека. Первая стадия этого процесса называется прилогом, то есть внезапным появлением помысла. Этот помысел еще совершенно чужд человеку, он появился где-то на горизонте, но проникновение его внутрь начинается тогда, когда человек останавливает на нем свое внимание, вступает в беседу с ним, рассматривает и анализирует его. Потом наступает то, что Отцы Церкви называли сочетанием — когда ум человека уже как бы сживается, сливается с помыслом. Наконец, помысел превращается в страсть и охватывает собою всего человека, и тогда уже забыты и молитва, и духовная жизнь.

Чтобы этого ни происходило, очень важно отсекать посторонние помыслы при первом же их появлении, не позволять им проникнуть в глубь души, сердца и ума. И чтобы этому научиться, нужно много работать над собой. Человек не может не испытывать рассеянности на молитве, коли не научится бороться с посторонними помыслами.

Читайте также: зачем нужны четки во время молитвы?

Одна из болезней современного человека заключается в том, что он не умеет контролировать работу своего мозга. Его мозг автономен, и мысли приходят и уходят непроизвольно. Современный человек, как правило, вообще не следит за тем, что происходит в его уме. Но чтобы научиться настоящей молитве, нужно уметь следить за своими помыслами. И те из них, которые не соответствуют молитвенному настроению, безжалостно отсекать. Преодолению рассеянности и отсечению посторонних помыслов помогают краткие молитвы: «Господи, помилуй», «Боже, милостив буди мне, грешному» и другие, которые не требуют особой сосредоточенности на словах, но располагают к рождению чувства и движению сердца.

 Больше советов в книге митрополита Илариона «О молитве».