Чем хороша молитва Иисусова?


Христос Пантократор (Вседержитель). Икона. Византия, конец XIII - первая четверть XIV века. Монастырь Ватопед на Афоне. Фрагмент
Христос Пантократор (Вседержитель). Икона. Византия, конец XIII - первая четверть XIV века. Монастырь Ватопед на Афоне. Фрагмент
Источник: Демид / Fotoload

У молитвы Иисусовой есть несколько особых свойств. Прежде всего это, как мы уже говорили, присутствие в ней имени Божия.

Мы очень часто поминаем имя Бога как бы по привычке, бездумно. Мы говорим: «Господи, как я устал», «Бог с ним, пусть придет в другой раз», совершенно не задумываясь о той силе, которой обладает имя Божие. А между тем уже в Ветхом Завете была заповедь: «Не произноси имени Господа, Бога твоего напрасно…» (Исх. 20: 7). И древние евреи с чрезвычайным благоговением относились к имени Божию. В эпоху после освобождения из вавилонского плена произносить имя Бога вообще запрещалось. Это право было лишь у первосвященника, раз в году, когда он входил в Святое Святых, главное святилище храма. Когда мы обращаемся с Иисусовой молитвой ко Христу, то произнесение имени Христа и исповедание Его Сыном Божиим имеет совершенно особое значение. Имя это должно произноситься с величайшим благоговением.

Другое свойство Иисусовой молитвы — ее простота и доступность. Для совершения Иисусовой молитвы не нужны ни специальные книги, ни специально отведенное место или время. В этом ее огромное преимущество перед многими другими молитвами.

Читайте также: Как найти время для молитвы.

Наконец, есть еще одно свойство, отличающее эту молитву, — в ней мы исповедуем свою греховность: «помилуй мя, грешного». Этот момент очень важен, потому что многие современные люди абсолютно не ощущают своей греховности. Даже на исповеди нередко можно слышать: «Я не знаю, в чем мне каяться, я живу, как все, не убиваю, не краду» — и т. д. А между тем именно наши грехи являются, как правило, причинами наших главных бед и горестей. Человек не замечает свои грехи, потому что далек от Бога, подобно тому, как в темной комнате мы не видим ни пыли, ни грязи, но стоит распахнуть окно, как обнаружится, что комната давно нуждается в уборке.

Душа человека, далекого от Бога, подобна темной комнате. Но чем ближе человек к Богу, чем больше становится света в его душе, тем острее он чувствует собственную греховность. И происходит это не благодаря тому, что он сравнивает себя с другими людьми, но благодаря тому, что он предстоит перед Богом. Когда мы говорим: «Господи Иисусе Хрис те, помилуй мя, грешнаго», мы как бы ставим себя перед лицом Христа, сравниваем свою жизнь с Его жизнью. И тогда мы действительно ощущаем себя грешниками и можем из глубины сердца принести покаяние.

 Больше советов в книге митрополита Илариона «О молитве».