Как сделать свою повседневную жизнь духовной


Источник: Unsplash

Портал «Иисус» продолжает исследовать практики осознанности и их применение в повседневной жизни православного христианина. К нашему разговору присоединился диакон Иоанн Мыздриков — психолог, который подходит к этим практикам с профессиональной точки зрения. На базе культурного центра «Познание Labs» 30 июня мы провели прямой эфир с отцом Иоанном, в котором тот рассказал о своем взгляде на духовную жизнь. В этой статье — краткие тезисы и запись прямого эфира.

Жизнь Духа 

Придя в мир в человеческом теле, Христос отменил традиционное деление на сакральное и мирское. Бог открывается нам в обыденной жизни и наполняет ее своим присутствием. Именно поэтому не существует никакой отдельной «духовной жизни» — Дух неотделим от нашей человеческой природы и наполняет каждое наше действие, а не только особые мистические практики. Нам не нужно экзальтировать себя, пытаться попасть в какое-то отдельное духовное измерение. 

В то же время, мы не можем управлять в себе жизнью Духа, который «дышит, где хочет» (Ин. 3:8). Даже самый строгий пост и десяток прочитанных подряд акафистов не сделают нас гарантированно более «высокодуховными» людьми и не приблизит автоматически ко спасению. В наших силах — уповать на Бога, участвовать в таинствах Церкви и достигать осознанной, гармоничной жизни.

Что такое «практики осознанности» и для чего они нужны? 

Практики осознанности базируются на трех навыках:

  • Сосредоточенность — способность концентрировать внимание;
  • Ясность восприятия — видеть вещи такими, какие они есть, воспринимать безоценочно;
  • «Равностность» — удерживать внимание ненасильственно, не привязывать его ни к какой идее и специально не отгонять.

Осознанность нужна нам, чтобы:

  • Ценить то, что воспринимаешь, позитивно воспринимать мир;
  • Улучшать себя и свое окружение
  • Встречаться с чем-то большим, чем мы сами.

Под практиками осознанности понимается в первую очередь медитация. Очищенная от налета эзотерики и магии, она доказала свою эффективность в психотерапии, борьбе с депрессией, хроническими болями

Но осознанность – не просто упражнение, а создание новой культуры жизни. Эти практики работают лишь тогда, когда становятся частью мировоззрения.

Как встроить медитацию в христианскую жизнь?

Существуют разные методы медитации:

  • Ничего не делать, внимать происходящему; 
  • Осознанно сфокусироваться на своих переживаниях — «разложить», понять их происхождение; 
  • Культивировать доброе, позитивное — аутотренинг, визуализация.

Практика медитации гораздо более привычна нам, чем может показаться. Успокоить гнев глубоким дыханием; отбросить все мысли и любоваться пейзажем; пытаться понять, отчего тебе грустно — это все виды медитации, которые мы используем неосознанно.

Христианство имеет мощную созерцательную традицию, которая не уступает восточным практикам. У афонских монахов мы видим работу с телом и дыханием, которая, впрочем, не дошла до нас в полной мере из-за особенностей перевода. В молитвословах встречаем предписание «встать и успокоить помыслы», прежде чем начать чтение молитв. И сегодня существуют христианские сообщества, которые практикуют молчаливую молитву.

Православные верующие справедливо опасаются медитации из-за ассоциаций с восточными практиками. Но мы можем заменить эзотерический подход на христианский — вместо мантр читать Иисусову молитву или стих из Писания, во время визуализаций думать о Боге. 

Таким образом, эффективные практики осознанности можно сделать еще полезнее — поскольку мы обращаемся не в пустоту, не к условному «вселенскому разуму», а к живому и любящему Богу, который нас слышит.

Смотрите также: 

Диакон Иоанн Мыздриков. Духовная жизнь или жизнь Духа?

Максим Калинин, Дарья Блинова. Медитация vs молитва: пять сомнений начинающего