Духовные практики Древней Руси

Владимир Басенков

М. В, Нестеров «Под благовест», 1897
М. В, Нестеров «Под благовест», 1897
Источник: art-nesterov

Коллеги портала «Иисус» (всегда очень хочется написать «Исус», но шеф-редактор не разрешает) ведут дискуссию о допустимости слова «медитация» относительно молитвенных практик православных христиан. И о самих духовных практиках. Решил присоединиться к ним и рассказать о духовных практиках Древней Руси. К счастью, помимо письменных свидетельств о том, как молились лет 500-700 назад наши предки, есть и живое предание, сохраненное в среде старообрядцев. В том числе родных, церковных (единоверцах РПЦ МП).

Сегодня мы поговорим о вариантах утреннего и вечернего правила древнерусского человека, снова вспомним полюбившуюся лестовку и суточный круг молитв. Расскажу о том, как готовились предки к причастию — они даже имели возможность самостоятельно покаяться и причаститься. В путь, друзья, по неизведанным просторам русского церковного предания.

 

Положить начал

Сейчас мы так говорим о «первом камне», заложенном в фундамент нового дела: положить начало. Ну, а раз для христианина камнем является Христос, то и каждое дело рекомендовалось начинать с молитвы. Молитва была строго регламентирована и получила название «начал» (или «начало»).

Начал совершался в семь поклонов (на самом деле их больше, но подробности позже), за что получил название семипоклонного начала. Это был и способ приступить к молитве. С него начиналось и заканчивалось келейное правило, а также соборная служба. Христианин на Руси должен был знать слова начала как Отче наш. Ведь клали начал не только перед молитвой, но и перед любым делом, а иногда могли использовать и в качестве краткого молитвенного правила. Итак, слова этой молитвы:

Боже, милостив буди ми, грешному! (Поклон поясной.)

Создавый мя, Господи, и помилуй мя! (Поклон поясной.)

Без числа согреших, Господи, помилуй и прости мя, грешнаго! (Поклон поясной.)

Достойно есть, яко воистину блажити Тя, Богородице, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и Славнейшую воистину Серафим, без истления Бога Слова рождьшую, сущую Богородицу, Тя величаем. (Поклон всегда земной.)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу! (Поклон поясной.)

И ныне и присно и во веки веком, аминь! (Поклон поясной.)

Господи, помилуй, Господи, помилуй, Господи, благослови. (Поклон поясной.)

Господи Исусе Христе, Сыне Божии, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, силою Честнаго и Животворящаго Креста, и святаго Ангела моего хранителя, и всех ради святых, помилуй и спаси мя грешнаго, яко Благ и Человеколюбец. Аминь. (Поклон земной, без крестного знамения.)

 

Встав перед иконой или распятием, вы можете испробовать этот вариант молитвы и смело приступать к любому делу или продолжать свое молитвенное правило. Начало положено!

Как вы уже заметили, слова молитв относятся к дореформенному варианту. Такой вариант был записан в сборнике Кирилла Белозерского.

 

Павечерница и полунощница

Начал положили. Как совершать духовные подвиги, имея только современные молитвословы? Предки, если они были обучены грамоте, вечером молились павечерницу, а поутру — полунощницу.

Павечерница (для вашего понимания — повечерие) — пришла из монашеской жизни, как и многое в жизни Церкви. Уже в IV веке о ней упоминает преподобный Кассиан. Монахи перед сном после вечерни совершали в кельях особое правило, которое и получило свое буквальное название.

Павечерница бывает малой, средней и великой. В келейной молитве обычно читается малая, состоящая из трех псалмов, славословия, символа веры, канона Пресвятой Богородице по гласу недели, нескольких покаянных и просительных молитв. Среди мирян на Руси павечерницу обычно читали после ужина. Могли и заменять: либо клали с поклонами две лестовки, сопровождавшиеся чтением Иисусовых молитв, либо одной кафизмой Псалтыри.

А вот утром обычно молились полунощницу. Почему не ночью? Скорее всего, это связано с символизмом службы полунощницы, посвященной Второму пришествию Христа и Страшному суду. Помолился павечерницу, испросил у Бога прощения грехов, лег спать в добром расположении духа? Ну, а теперь будь готов проснуться и дать Богу ответ как на Страшном суде! И снова попросить прощения о грехах, предварительно прочтя 17 кафизму и не только. Кстати, полунощница тоже бывает нескольких видов: повседневная, субботняя и воскресная.

И павечерница, и полунощница входят в состав служб суточного круга, совершаемых в приходах Русской Церкви. Желание совершать хотя бы их дома — благочестивое стремление не выпадать из молитвенной жизни Церкви, быть с ней на одной волне. Самые ревностные христиане стремились дома ежедневно вычитывать службы суточного круга с домочадцами. Таких было немного, ведь эта молитва требовала немалого времени.

 

Меч духовный

Про лестовку, ее универсальность, уникальность и душеполезность мы уже беседовали. Говорили о том, как с ее помощью можно и суточный круг богослужения заменить, и физическую форму подтянуть, и вообще себя к непрестанному деланию приучить.

Сегодня поговорим о том, что по лестовке можно молиться любому из святых и с любым прошением, повторяя его на каждое деление духовного меча.

На первых трех ступенях мы всегда читаем «Аллилуия, аллилуия, слава тебе Боже» (с поясным поклоном), затем просто произносим «Славу, и ныне», а после 12 раз произносим Иисусову молитву с поклоном. В разных вариациях рекомендуется именно здесь делать либо земные поклоны, либо поясные.

Затем на первой великой ступени произносим «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Си».

После у нас целых 38 молитв, на которых мы можем молиться святому, которому посвящаем ближайшую лестовку (например, Богородице читаем «Пресвятая Госпоже Богородице, спаси мя, грешнаго»).

Затем еще одна великая ступень с молитвой «Помяни мя, Владыко, егда приидеши во Царствии Си» и 33 молитвы снова для выбранного святого.

После третья великая ступень, и, соответственно «Помяни мя, Святый, егда приидеши во Царствии Си». По уже описанному принципу 17 молитв Иисусовых, «Слава и ныне», три «Аллилуии» и завершаем с «Господи, помилуй» трижды и «Славой и ныне». Надеюсь, примерно понятно.

 

Это молитвенное правило можно выполнять и без поклонов, на ходу, в метро, в очереди и в постели. Но не только. Возвращаясь к теме замены частей суточного круга Иисусовой молитвой, обратимся к Уставу о домашней молитве. Там есть такая рекомендация: «На вечерни по совершении кафизм или лестовок Исусовых молитися по силе своей колико волиши Пресвяей Богородице или лестовку, или 8 поклонов, или 12. Такожде прилучившимся святым. А в праздник — празднику, а в субботу кресту и воскресению». Похожие рекомендации даются и для других служб суточного круга. То есть, к отмоленным лестовкам с Исусовой молитвой рекомендуется добавлять правило и с молитвой святым дня.

Лестовка — универсальный инструмент для молитвы. Я ратую за то, чтобы он полноценно вернулся в жизнь Русской Церкви вместе с сокровищами молитвенной мудрости, а не был уделом лишь единоверцев и небольшой группы почитателей.

Продолжение следует.