Авва Евагрий Понтийский. Пост как универсальный инструмент самосовершенствования
В современном мире популярны религиозные и психологические концепции, основанные на осознанности: внутреннем самоанализе и самоконтроле. Занимаясь ими, человек контролирует сознание, отслеживает и исправляет то, что его беспокоит. Есть ли подобное в практике православного христианства? Свойственны ли религиозному христианскому вероучению самоанализ, непрерывный самоконтроль? Для чего он нужен в понимании Православной Церкви и какие инструменты Церковь предлагает для непрерывной внутренней работы?
Чтобы ответить на эти вопросы, мы обратились к трудам отца четвертого века, аввы Евагрия Понтийского. Авва Евагрий считал целью жизни человека движение к Богу, которое возможно лишь посредством самосовершенствования — борьбы со грехом. Авва Евагрий указывает, что к греху человека приводят определенные помыслы, которые тот принимает. В борьбе с греховными помыслами авва Евагрий огромную роль отводит воздержанию в пище — посту.
Почему же именно невоздержание в пище — чревоугодие — авва Евагрий считает одним из основных грехов, а дело поста — важнейшим средством в борьбе с ним? Чтобы понять это, выясним, каким образом этот порок действует на физическое и духовное состояние человека, как он связан с остальными греховными побуждениями и как воздержание в пище может помочь в самосовершенствовании.
Будучи принятыми, греховные помыслы перерастают в страсти. Поэтому одним из главных средств в борьбе с грехом авва Евагрий считает молитвенное делание. Именно непрестанная молитва, по его мнению, способна вовремя отсечь возникающие помыслы, не дав им превратиться в грех. Чтобы такое молитвенное делание было возможным, человек должен находиться в состоянии постоянного трезвения ума — самоанализа и самоконтроля. Пресыщение же пищей, по мнению аввы Евагрия, вводит человека в состояние расслабленности, сонливости, побуждает к праздности, делает его апатичным ко всему, не приносящему удовольствие. Кроме того, пресыщение (наравне с гордостью) ведет за собой и другие грехи — возбуждает в человеке блудные желания, приводит к сребролюбию, гневу.
«Из бесов, противостоящих [духовному] деланию, первыми выступают те, которым вверены аппетиты чревоугодия, а также те, которые побуждают нас [к исканию] славы человеческой. Все другие [бесы] следуют за этими, воспринимая от предшественников [души] уязвленных ими. Ибо нельзя попасть в руки духа блуда тому, кто перед этим не впал [в страсть] чревоугодия; нельзя возмутиться гневом тому, кто не сражается за яства, или за деньги, или за славу человеческую; нельзя избежать беса печали тому, кто всего этого лишился или не может стяжать» [1].
Такое расслабленное состояние противоположно готовности к борьбе. Человек, будучи пресыщен плотью, становится неспособным ни к физическим, ни к духовным подвигам, ослабляет самоконтроль и неспособен к усилиям, необходимым для самосовершенствования.
Блудная страсть, как уже говорилось выше, также основывается на пресыщении и расслабленности физического тела: «Дух блуда в телах невоздержанных, дух же чистой стыдливости в душах воздержников» [2]. Расслабленный ум легко принимает навеваемые блудные образы, преобразуя их в разжжение плоти. Поэтому постоянное молитвенное делание, уводящее ум от блудных помыслов, является важнейшим, по мнению аввы Евагрия, оружием против такого греха: «Псалмы же и пения, и песни духовные всегда привлекают ум к памяти о добродетелях, охлаждая при том жар гнева и погашая похоть» [3]. Чревоугодие расслабляет ум и останавливает молитву, а постное делание его отрезвляет: «Не питай пространно плоть твою, и скверные помыслы оскудеют в тебе» [4].
Для борьбы с самым быстрым грехом — гневом — необходим трезвый ум, способный мгновенно отреагировать и пресечь вспышку раздражения, не дав ей превратиться в гневное состояние. «Гнев есть страсть самая быстрая. Он приходит в движение и воспламеняется против того, кто онеправдовал, или кажется онеправдовавшим» [5]. Расслабленный же плотью и умом не способен к такому самоконтролю: «Гнев волнующийся утишают — псалмопение, великодушие и милостивость» [6].
Уныние, по мнению отцов, является одним из сложных в борьбе с ним грехом, так как ум впадает в равнодушное, опустошенное состояние, при котором любое усилие, будь то молитвенное делание, самоанализ или самоконтроль, вызывает отторжение. Однако пост, наряду с постоянной физической занятостью и посильной молитвой, борется и с этим грехом:
«Монах так должен быть настроен в себе, как бы завтра имел он умереть, и так опять поступать с телом своим, как бы имел жить многие лета. Ибо то пресекает помыслы уныния и делает монаха ревностнейшим, а это здравым хранит тело и заставляет наблюдать всегда равное воздержание» [7].
Таким образом, мы видим, что практики осознанности не новы. В религиозной концепции Православной Церкви уже в четвертом веке огромное значение уделяется самоанализу, самоконтролю и самосовершенствованию, цель которых — борьба со грехом. Основной инструмент внутренней работы, по мнению аввы Евагрия — это дело поста. Оно вводит человека в состояние трезвения, важнейшего элемента в борьбе со грехом.
Пост — универсальное средство самосовершенствования для людей любой профессии, социального положения и возраста. Он возможен в любых социальных и финансовых ситуациях, актуален в любую историческую эпоху. Однако авва Евагрий предостерегает об опасности чрезмерного постного делания и советует: «Пощение у тебя да будет сколько силы есть пред лицом Господа. Оно очистит грехи твои и беззакония, сделает душу степенной и важной, освятит ум, отгонит бесов, Бога приблизит» [8].
[1] Евагрий Понтийский, авва. О помыслах. // URL.: https://azbyka.ru/otechnik/Evagrij_Pontijskij/o_pomyslah/ (дата обращения 7.05 2020).
[2] Евагрий Понтийский, авва. Добротолюбие. Том первый. Наставления братиям, живущим в киновиях и странноприимницах. // URL.: https://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrotoljubie_tom_1/64 (дата обращения 25.05.2020).
[3] Евагрий Понтийский, авва. Добротолюбие. Том первый. Евагрия монаха наставления о подвижничестве. Главы о деятельной жизни к Анатолию. // URL.: https://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrotoljubie_tom_1/56 (дата обращения 25.05.2020).
[4] Евагрий Понтийский, авва. Добротолюбие. Том первый. Наставления братиям, живущим в киновиях и странноприимницах. // URL.: https://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrotoljubie_tom_1/64 (дата обращения 25.05.2020).
[5] Евагрий Понтийский, авва. Слово о духовном делании или монах. // URL.: https://azbyka.ru/otechnik/Evagrij_Pontijskij/slovo-o-dukhovnom-delanii-ili-monakh/ (дата обращения 23.05.2020).
[6] Евагрий Понтийский, авва. Творения. Наставления о подвижничестве. Главы о деятельной жизни к Анатолию. // URL.: https://avidreaders.ru/files/1/6/avidreaders.ru__tvoreniya-4.fb2.zip?eb0e8 (дата обращения 27.05.2020).
[7] Евагрий Понтийский, авва. О деятельной жизни сто глав. // URL.: http://www.odinblago.ru/dobrotolubie_1/avva_evagry/100_glav (дата обращения 27.05.2020).
[8] Евагрий Понтийский, авва. Изображение монашеской жизни // Добротолюбие. Т. 1. 3-е изд. М., 1895.