Зачем Христос отпустил грехи расслабленному?


Исцеление расслабленного
Исцеление расслабленного
Источник: Wikimedia Commons

Однажды четыре человека принесли к Иисусу Христа расслабленного. Из-за толпы, которая окружала Спасителя, эти люди были вынуждены спустить больного через крышу. Дальше евангелист повествует: «Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои» (Мк. 2:5).

 

Зачем было отпускать грехи

Часто мы упускаем из вида, что едва ли кто-то ожидал от Христа отпущения грехов — расслабленного принесли ради исцеления. Зачем же Господь предварительно простил ему грехи? Можно предположить, что его болезнь была связана с грехами. Однако мы знаем, что Иисус исцелял такие болезни и без предварительного прощения. Речь идет о расслабленном у Овчей купели (Ин. 5): Спаситель Сам засвидетельствовал, что болезнь этого человека была связанна с грехами (Ин. 5:14), однако евангелист Иоанн не пишет о том, что Иисус Христос простил ему грехи перед исцелением (и даже после!).

Зачем же Господь предварительно прощает грехи в этом случае? Ответ можно найти в реакции окружающих: «Тут сидели некоторые из книжников (а также и фарисеев — согласно евангелисту Луке (5:21)) и помышляли в сердцах своих: что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога?» (Мк. 2:6–7). Читая Синодальный перевод Евангелия по Луке, можно подумать, что они говорили об этом вслух: «Книжники и фарисеи начали рассуждать» (Лк. 5:21). Однако глагол διαλογίζομαι, переведенный здесь как «рассуждать», помимо «рассуждать вслух» имеет следующие значения: «рассуждать внутренне», «тщательно обдумывать» (сравн. Лк. 1:29). Учитывая параллельные места других евангелистов, более логично было бы здесь также указать, что книжники и фарисеи размышляли про себя. Тем более, евангелист Марк использует аналогичный глагол, и даже в Синодальном переводе его перевели как «помышляли».

 

Свидетельство о Боге

Такое подробное отступление сделано затем, чтобы показать, что книжники и фарисеи не озвучивали своих мыслей. Почему это важно? Дело в том, что сразу после этого Иисус Христос «уразумев помышления их, сказал им в ответ…» (Лк. 5:22). Отметим следующие моменты:

  1. Свои дальнейшие слова Спаситель произносит именно как ответ на размышления книжников и фарисеев.
  2. Иисус Христос прочел их мысли. Относительно последнего должно заметить, что чтение мыслей свойственно только Богу (Пс. 138:2-4).

Ответ Спасителя несколько может озадачить нас: «Для чего вы мыслите худое в сердцах ваших?» (Мф. 9:4) Ведь реакция книжников и фарисеев вполне логична и оправданна. Они стоят на страже религиозных законов, и вот на их глазах человек объявляет прощение грехов — берет на себя полномочия Бога. Даже если бы они начали говорить об этом вслух, их реакция выглядела бы вполне оправданно. Но Иисус Христос без малейшего предупреждения и оговорок обличает их в том, что они мыслят худое в сердцах своих.

Из дальнейших слов Спасителя мы понимаем, что Он простил грехи расслабленному, чтобы засвидетельствовать то, что «Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи» (Мф. 9:6). Иными словами, Иисус Христос таким образом подтвердил, что Он является Богом.

Мы можем не до конца понимать, насколько это было вызывающим. Ведь, по сути, Иисус Христос поставил книжников и фарисеев перед выбором: или они с Ним, или они против Него. И этот выбор он поставил с явной оговоркой: Он является Богом. И уже в следующем евангельском эпизоде мы видим их реакцию.

С другими статьями автора можно ознакомиться на его телеграм-канале.