Зачем Иисус провоцировал людей на празднике кущей?
Евангельское повествование о том, как Иисус Христос посетил храм на праздник кущей (Ин. 7), в богослужебной традиции читается на Преполовение Пятидесятницы, а также на сам праздник Пятидесятницы. Хотя эта история на первый взгляд кажется понятной, на самом деле в ней присутствует много нюансов, которые не сразу заметны.
О празднике кущей
Название праздника обусловлено его связью с исходом из Египта: «В кущах живите семь дней… чтобы знали роды ваши, что в кущах поселил Я сынов Израилевых, когда вывел их из земли Египетской» (Лев. 23:42–43). Также этот день назывался праздником сбора урожая. Господь заповедовал праздновать его в «пятнадцатый день седьмого месяца» (Лев. 23:39). Седьмой месяц (тишрей) в наших хронологических рамках соответствует сентябрю-октябрю. Таким образом, праздник кущей знаменовал конец времени сбора урожая, а следовательно, и всего сельскохозяйственного года в земле Израиля.
Праздник кущей был также одним из трех праздников, когда все мужчины в Израиле были обязаны прийти в Иерусалимский храм для поклонения Богу (Исх. 23:14–17; 34:18–23). Раз в семь лет (в год отпущения, подробнее см. Втор. 15) именно во время праздника кущей Господь повелел «прочитывать закон пред всем Израилем вслух его» (Втор. 31:10-11).
Конфликт Иисуса и Его братьев
Евангельское повествование о Спасителе на празднике кущей начинается с того, что иудеи в Иерусалиме хотят убить Иисуса Христа, поэтому Он совершает Свое служение в Галилее (Ин. 7:1). На праздник кущей братья Иисуса Христа призывают Его пойти в Иерусалим и там прославиться. По всей видимости, они уже собрались идти на праздник, а Иисус Христос всем видом давал понять, что не собирается этого делать. То, какими словами братья призывают Иисуса пойти в Иерусалим, показывает и другие аспекты их отношения к Нему:
«Выйди отсюда и пойди в Иудею, чтобы и ученики Твои видели дела, которые Ты делаешь. Ибо никто не делает чего-либо втайне и ищет сам быть известным. Если Ты творишь такие дела, то яви Себя миру» (Ин. 7:3–4).
Евангелист Иоанн так объясняет слова братьев Спасителя: «Ибо и братья Его не веровали в Него» (Ин. 7:5). Можно сказать, что братья Иисуса Христа бросили Ему вызов — здесь, в провинции, Ты преуспел. А как насчет столицы? Слабо? Пойди, покажи Себя в Иерусалиме. Есть предположение, что они даже хотели таким образом попросту избавиться от Него. Они знали, что в Иерусалиме Его хотят убить, и потому и уговаривали Его пойти на праздник.
Читайте также: кто такие братья Христа?
Иисус как провокатор
В любом случае, Иисус Христос отказывает им (Ин. 7:9). Однако потом Он все же приходит и начинает Свою речь уже в середине праздника (Ин. 7:14). Почему так? Иоанн Богослов описывает, что происходило на празднике в то время, когда Иисус отсутствовал. Все обсуждали Его, вплоть до того, что народ разделился во мнениях (Ин. 7:11–13). Вполне вероятно, что Иисус Христос пришел несколько дней спустя, потому что к этому времени брожение умов начало стихать. Иудеи ждали Его, чтобы схватить и убить (Ин. 7:11). Но время шло, а Он не приходил. Спустя несколько дней их намерение убить Его — праведного человека, явившегося на праздник — ослабло.
Но вот Иисус Христос приходит. И почти сразу прямо задает вопрос: «За что ищете убить Меня?» (Ин. 7:19). Едва ли можно было задать более неуместный вопрос, когда накал страстей только начал угасать. Можно было бы просто порадоваться и начать учить, но не таков наш Иисус Христос. Человек согрешил, и Господь не будет делать вид, что ничего не произошло. Пусть это произошло в прошлом, пусть напоминание об этом странно — но почему-то Иисус Христос Сам поднял тему, которая была крайне невыгодна для Него.
Реакция народа также оставляет немало вопросов: «Не бес ли в Тебе? кто ищет убить Тебя?» (Ин. 7:20). Отметим, что к этому времени народ разделился на две части: одни говорили, что Он добр, а другие — что Он обольщает народ. (Ин. 7:12). От того, какая именно группа таким образом отреагировала на слова Иисуса Христа, наше понимание текста может отличаться. Если это были те люди, которые «говорили, что Он добр», возможно, своей реакцией они хотели засвидетельствовать искренность своего доброго расположения (хотя грубость их реакции едва ли допускает такой вариант понимания). Если же это была группа людей, которые говорили, что «Он обольщает народ», то, вероятно, их реакция была вызвана лицемерием и нежеланием признать своих греховные намерения.
Наиболее убедительным представляется такое объяснение: это были люди, которые не знали Иисуса Христа в лицо, поскольку Он редко бывал в столице. Можно возразить, обратив внимание, что «дивились Иудеи, говоря: как Он знает Писания, не учившись?» (Ин. 7:15). Разве могли они не знать Спасителя в лицо и при этом знать, что Он не учился? Важно заметить, что евангелист упоминает разные группы людей. Слова: «Не бес ли в Тебе? кто ищет убить Тебя?» (Ин. 7:20) произнесли люди, которых святой Иоанн идентифицирует как «народ». А удивление Его учению последовало со стороны иудеев. Следовательно, вполне возможно, что иудеи действительно знали Его, однако другая часть присутствующих на празднике (народ) не знала Его. Поэтому и последовали разные реакции.
Почему это важно? Дело в том, что святой Иоанн упоминает еще одну группу людей — иерусалимляне (7:25). После того, как народ выразил свое недоумение по поводу того, кто ищет убить Его, Иисус Христос напомнил толпе про исцеление расслабленного в субботу (Ин. 5). И дальше евангелист пишет: «Тут некоторые из Иерусалимлян говорили: не Тот ли это, Которого ищут убить? (Ин. 7:25). Жители Иерусалима были свидетелями этого чуда (которое также произошло в столице) и поэтому пришли к выводу, что Иисус Христос и есть Тот, Кого ищут убить.
Иисус Христос словно Сам провоцирует схватить Его и убить, напоминая о Себе даже тем людям, которые Его не узнали. Закончилось все тем, что прежние страсти вспыхнули с новой силой: «Они искали схватить Его» (Ин. 7:30) Но власть и сила учения Иисуса Христа привели к тому, что даже служители, специально посланные с одной целью — схватить Его, в конечном итоге не только не справились с заданием, но и дерзнули сказать прямо перед первосвященниками и фарисеями похвалу в адрес Христа. Естественно, за это им досталось (Ин. 7:32–49). Но дальше Спаситель повел Себя еще более провокационно — об этом поговорим в следующей статье.
С другими статьями автора можно ознакомиться на его телеграм-канале.