Зачем Иисус Христос пришел на праздник обновления


Деисис. Фреска монастыря Нова Павлица, Сербия. До 1389 года. Фрагмент
Деисис. Фреска монастыря Нова Павлица, Сербия. До 1389 года. Фрагмент
Источник: Демид / Fotoload

Евангелист Иоанн Богослов отмечает, что одно из событий земной жизни Иисуса Христа происходило во время праздника обновления (Ин 10:22). 

История праздника 

Праздник «обновления» (евр. ханукка, «освящение»), отмечался с 25 кислева (хаслев — ноябрь–декабрь) связан с восстанием Маккавеев. Примерно в 198 г. до Р.Х. Иудея полностью перешла под власть Государства Селевкидов (Селевк — один из военачальников Александра Македонского). С этого времени на территории святой Земли начался процесс насаживания языческой культуры (эллинизация). Несмотря на то, что сначала он проходил без насилия, некоторые иудеи все же перенимали языческую культуры. Когда к власти пришел Антиоих 4 Эпифан (175–164 гг. до Р.Х., евреи подняли восстание, которое Антиох жестоко подавил. После этого языческий царь установил насильственный процесс эллинизации и превратил Иерусалимский храм в святилище Зевса. Иосиф Флавий пишет: 

«Затем царь поставил на месте, где происходили жертвоприношения, алтарь и заклал на нем свинью, т.е. животное, которое как по божеским, так и по человеческим законам считалось у иудеев недозволенным» (Иудейский Древности. Книга 12). 

Спустя некоторые время Иуда Маккавей поднял восстание против Антиоха Эпифана. В 165 г. до Р.Х. после ряда побед евреи отвоевали храм, восстановили его и освятили вновь построенный жертвенник (1 Макк. 4:41–59).

«И установил Иуда и братья его и все собрание Израиля, чтобы дни обновления жертвенника празднуемы были с веселием и радостью в свое время, каждый год восемь дней, от двадцатого дня месяца Хаслева» (1 Макк. 4:59).

На восьмой день этого праздника в храме зажигалось множество огней, и это радостное и величественное зрелище привлекало многих благочестивых евреев из соседней Галилеи в Иерусалим. Примечательно, что праздник обновления не входил в число праздников, когда все мужчины в Израиле были обязаны прийти в Иерусалимский храм для поклонения Богу. Это был религиозно-национальный праздник, не предписанный словом Божиим. Мы видим, что Иисус Христос мог посетить и внебиблейский праздник в знак солидарности с наследием своего народа. Но также иронично, что обещанный Мессия, избавитель Израиля, сталкивается с отвержением на празднике в честь национального избавления.

Упоминание евангелистом Иоанном, что «была зима» (Ин. 10:22) целиком соответствует времени празднования. Зимой в Иерусалиме было холодно, поэтому люди предпочитали находиться не на открытых дворах храма, а внутри колоннады. Храм был со всех сторон окружен галереями, или «притворами». Восточный притвор назывался Соломоновым, поскольку считалось, что под ним сохранились остатки храма Соломона. В греческой архитектуре такие галереи были обычны, и там всегда можно было послушать речи ораторов или принять участие в философской дискуссии: «И ходил Иисус в храме, в притворе Соломоновом» (Ин. 10:23).

Иисус на празднике 

Прямых связей между учением Иисуса Христа в этот праздник и событиями обновления храма мы почти не находим. Исключение составляет свидетельство Иисуса Христа о том, что «Отец освятил и послал Его в мир» (Ин. 10:36). Примерно полтора столетия до этого Иуда Маккавей восстановил и освятил жертвенник. И вот когда люди вспоминали данное событие, Иисус Христос свидетельствует, что Отец освятил Его. Примечательно, что мотив тела Иисуса Христа, как нового храма характерен главным образом для евангелиста Иоанна (Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его? А Он говорил о храме тела Своего — Ин. 2:19–21). Вполне возможно, что, используя термин «освятил» на празднике обновления, Иисус Христос тем самым снова указывал, что в Нем действительно исполнится всё то, на что указывал храм.

Однако вполне вероятно, что евангелист Иоанн оставил нам возможность увидеть несколько косвенных связей между событиями времен Иисуса Христа и Иуды Маккавея. Люди чествовали Маккавеев за их добрые дела. Признание их героями было на основании того, что своими поступками они подтвердили свои слова. И именно на этот праздник Иисус Христос свидетельствует иудеям: «Дела, которые творю Я во имя Отца Моего, они свидетельствуют о Мне» (Ин. 10:25). Возможно, Иисус Христос ожидал, что они уловят намек: Иуда Маккавей получил признание потому, что его дела подтвердили его слова. Но Иудеи отреагировали совсем по-другому:

«Иудеи схватили каменья, чтобы побить Его. Иисус отвечал им: много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которое из них хотите побить Меня камнями?» (Ин. 10:31-32)

На праздник Обновления собравшиеся в Иерусалиме также с презрением вспоминали эллинизированных иудеев-отступников, которые встали на сторону Антиоха Епифана, претендовавшего на божественность. Вполне вероятно, что противники Иисуса могли иметь в виду эту историю, когда обвиняли Иисуса в том, что Он сделал Себя Богом (10:33). Иисус утверждает обратное: поскольку они отвергают его как Божиего Посланника, то именно они — истинные отступники, они Его овцы (10:26) не больше, чем эллинисты, которые предпочли Антиоха Маккавеям. Когда Иисус Христос говорил, что «Отец освятил и послал Его в мир» (Ин. 10:36), то тем самым Он давал понять иудеям, что неприятие Его руководства более серьезно, чем неприятие эллинистами-отступниками руководства Маккавеев.

Таким образом мы видим насколько иронично прошел праздник обновления, когда Иисус Христос посетил его: в то время как Маккавеев чествовали за добрые дела на празднике, враги Иисуса пытаются побить Его, истинного Мессию, камнями за Его добрые дела. 

С другими статьями автора можно ознакомиться на его телеграм-канале.