Важность разрушения Иерусалима в домостроительстве спасения рода человеческого


Томассо Минарди, «Разрушение Иерусалимского храма»
Томассо Минарди, «Разрушение Иерусалимского храма»
Источник: Wikimedia Commons

Анализируя речь Иисуса Христа на Масличной горе, мы отметили, что значительная часть ее предсказаний относится как к событиям, предшествующим разрушению Иерусалимского храма, так и непосредственно к самому разрушению. И может возникнуть вопрос: неужели разрушение храма было таким важным, что Иисус Христос уделил ему сколько внимания?

 

Пророческая традиция

Иисус Христос продолжает пророческую традицию. Разрушение храма и пленение евреев— это темы, которым пророки уделяли много внимания. Господь предупреждал Свой народ: если они не покаются, их ждет великое бедствие. В то же время, как заботливый отец, Господь утешал Свой народ, говоря, что разрушение и плен не будут последней точкой в их истории.

Трудно переоценить значение храма для евреев. Здесь человек примирялся с Богом, это был видимый знак присутствия Бога среди евреев, здесь была сосредоточена не только религиозная, но и национальная жизнь народа. Следовательно, разрушение храма вело к утрате как религиозной, так и национальной составляющей богоизбранного народа. Поэтому Господь так много внимания уделял тому, чтобы подготовить Свой народ к этой катастрофе.

Как и предыдущие пророки, Иисус готовил Свой народ к этому кризису. Однако Его предсказания отличились от предшествующих — Он не предрекал последующего восстановления храма. Его пророчество окончилось с разрушением и предсказанием того, что храм заменит евангельская проповедь.

 

Ослабление евреев

Главными гонителями христиан в первом веке были евреи. Они не только сами препятствовали евангельской проповеди, но и подстрекали к этому язычников. Даже за смертью апостола Иакова Зеведеева от рук Ирода Антипы стояли иудеи. Об этом свидетельствует тот факт, что, казнив апостола, царь увидел, что это «приятно иудеям» (Деян. 12:3). Когда апостолы Павел и Варнава проповедовали в Иконии, то дееписатель прямо сообщает, что «неверующие Иудеи возбудили и раздражили против братьев сердца язычников» (Деян. 14:2). Это происходило и при дальнейших миссионерских путешествиях апостола Павла (напр. Деян. 14 и 17 гл.). Апостол Павел дает такую характеристику своих современников-евреев:

«Убили и Господа Иисуса и Его пророков, и нас изгнали, и Богу не угождают, и всем человекам противятся, которые препятствуют нам говорить язычникам, чтобы спаслись, и через это всегда наполняют меру грехов своих» (1 Фес. 2:15-16).

С разрушением храма и города иудеи потеряли силу, и евангельская проповедь смогла более беспрепятственно распространяться. Поэтому эти события были важны и для евангельской проповеди.

Даже после разрушения храма иудеи составляли значительную оппозицию Церкви. Об этом хорошо свидетельствует то количество святоотеческих трудов, которые посвящены полемике с иудеями. Остается только догадываться, насколько сильней была бы эта оппозиция, если бы Господь не разрушил храм. Если даже во времена святителя Иоанна Златоуста некоторые христиане видели необходимость в том, чтобы после посещения христианского богослужения идти к иудеям, то насколько большей была бы эта проблема, если бы иудеи по-прежнему имели храм.

 Читайте также: Предсказал ли Иисус Свое пришествие?

 

Отказ от обрядов 

Только с разрушением храма было окончательно прекращено соблюдение обрядовой стороны Закона. В ранней Церкви этот вопрос вызывал много споров между христианами (особенно это видно в посланиях к Римлянам и к Галатам апостола Павла). После разрушения храма обрядовая сторона Закона не могла исполняться даже при всем желании, поскольку она неразрывно была связанна с храмом. 

Святитель Иоанн Златоуст видел особый промысл Божий в этом: «Для чего же Господь, соединив богослужение с жертвами, жертвы с местом, место с временем, время с одним городом, потом разрушил этот самый город?» Он предлагает следующий ответ: «Разрушая храм, Господь этим самым разрушил и все остальное здание того богослужения»1Иоанн Златоуст, свт. Восемь слов против Иудеев. Слово 4. В другом месте святитель пишет: 

«Итак, чтобы иудеи не упорствовали и не приписывали своего порабощения людям, Бог попустил не только пасть городу и разрушиться храму, но прекратиться и тому, что имело свое начало с Неба, как-то: огню, гласу, сиянию камней и т.п.»2Иоанн Златоуст, свт. Восемь слов против Иудеев. Слово 6

 

Открытие святилища 

Отметим слова Иисуса Христа, которыми Он окончил притчу о злых виноградарях: «Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его» (Мф. 21:43). Как мы видим, именно после разрушения Иерусалима (предания на погибель виноградарей) наступил завершающий момент в установлении Царства Божиего на земле перед кульминационным завершением во время Второго пришествия. Евангелист Матфей, повествуя о чуде исцеления слуги сотника, приводит следующие слова Иисуса: 

«Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 8:11–12). 

Примечательно, что Иоанн Златоуст толкует эти слова как относящиеся к отпадению иудеев и вступлению язычников в Царство Божие — событие, кульминацией которого стало разрушение храма3Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 26).

В послании к Евреям, после описания устройства ветхозаветной скинии, апостол пишет: «Сим Дух Святой показывает, что еще не открыт путь во святилище, доколе стоит прежняя скиния» (Евр. 9:8). Бесспорно, дело нашего спасения было совершенно страданиями и воскресением Сына Божиего. Однако, как мы видим, разрушение «прежней скинии» (Иерусалимского храма) имело также свое уникальное значение в деле нашего спасения — оно открыло путь во святилище. Примечательно также, что святые отцы и учители Церкви почти единогласно отмечают, что данный стих относится к разрушению Иерусалима, хотя и не обозначают, каким образом разрушение храма «открыло путь во святилище»4Иоанн Златоуст, свт. Беседы на послание к Евреям. Беседа 15, Феодорит Кирский, блж. Толкование на послание к Евреям, Ориген. Гомилии на книгу Левит. 10.1. С последними двумя источниками можно ознакомиться в следующей книге: Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I -VIII веков. Новый Завет. Том X: Послание к Евреям. Тверь, 2015. С. 140-142.

 

Итог

Итак, мы видим, что разрушение храма и Иерусалима было действительно важным событием в домостроительстве спасения человеческого рода. Поэтому неудивительно, что Иисус Христос уделил немало внимания этим событиям. По сути, больше вопросов вызывает попытка полностью или почти полностью (например, ограничиваясь несколькими стихами из Евангелия от Луки (21:20-24), где слишком однозначно об этом говорится) исключить пророчества о разрушении храма из речи Иисуса Христа на Масличной горе.

По-прежнему важно сделать оговорку: предположение, что значительная часть речи Иисуса Христа на Масличной горе относится к разрушению Иерусалима (Мф. 24:3-35), никак не отрицает того, что Второе пришествие будет действительно личным, буквальным пришествием во славе Иисуса Христа, чтобы судить живых и мертвых.

С другими статьями автора можно ознакомиться на его телеграм-канале.