Три библейские цитаты, которые вернут радость жизни


Источник: Clem Onojeghuo / Unsplash

Радости в нашей жизни сменяются скорбями, уныние — воодушевлением, тревога — покоем. Боль приходит и уходит. Мы публиковали слова преподобного Исаака Сирина о том, что и тот, и другой опыт имеет ценность. Тьма сменяется светом, как ночь сменяется днем. Мысль об этом помогает человеку, испытывающему слабость, покинутость и даже богооставленность, не винить себя, принять это состояние спокойно, подобно тому как мы принимаем дождь и мороз.

В творениях отцов Церкви мы часто встречаем такой совет: найти стихи Священного Писания, ложащиеся на сердце, и часто повторять их. Подобрали для вас три коротких текста из Библии, в которых говорится о смене состояний силы и слабости, света и тьмы. Эти тексты — пример искренней молитвы, идущей от сердца. Человек, не стесняясь, как ребенок, доверяющий родителям, говорит Богу и о воодушевлении, и о бессилии — и так утоляет свою боль.

 

 1. По благоволению Твоему, Господи, Ты укрепил гору мою; но Ты сокрыл лице Твоё, и я смутился (Пс. 29:8). 

В этом стихе поражает соседство двух образов, которые кажутся несовместимыми: с одной стороны, гора, на который живет человек и осознает свою жизнь стабильной. С другой стороны, неуверенность и страх, когда человек перестает чувствовать Бога рядом с собой. Герой псалма сомневается и скорбит, но не забывает о том, как он ощущал присутствие Бога раньше. И, помня об этом, он знает: свет воссияет снова.

 

2. Издали явился мне Господь и сказал: любовью вечною Я возлюбил тебя (Иер. 31:3). 

Иеремия — самый грозный из пророков, вестник бедствий и Божиего гнева. Тем отраднее увидеть у него слова о вечной божественной любви.

На минуту представим себя в положении пророка. Те из нас, кто по работе имеет дело с «холодными» звонками, опросами на улицах, раздачей листовок и тому подобным, знают, как бывает неприятно получать отказ или раздраженную реакцию от незнакомых людей. Каково же было Иеремии, который месяцами и годами говорил жителям Иерусалима слова, вызывавшие у них раздражение: призывал их к социальной справедливости, обещал божественное воздаяние, убеждал не противостоять вавилонскому царю. Последний пункт был для горожан особенно шокирующим: Иеремия, священник, выступает с непатриотичными речами! Но пророк говорил то, что открывал ему Бог, и нес все горестные последствия этого служения.

Очевидно, что Иеремия испытывал периоды усталости и выгорания. Он говорит о том, как у него опускались руки. Он даже хотел оставить свое служение и перестать говорить о Боге! 

Ты влек меня, Господи, — и я увлечен; Ты сильнее меня— и превозмог, и я каждый день в посмеянии, всякий издевается надо мною.

Ибо лишь только начну говорить я,— кричу о насилии, вопию о разорении, потому что слово Господне обратилось в поношение мне и в повседневное посмеяние.

И подумал я: «не буду я напоминать о Нем и не буду более говорить во имя Его»; но было в сердце моем, как бы горящий огонь, заключенный в костях моих, и я истомился, удерживая его, и не мог (Иер. 20:7–9).

Божественный огонь пересилил выгорание. Пророк оказался купиной, кустом, который горел, но так и не стал пеплом. За периодом слабости вновь пришел период силы.

«Издалека явился мне Господь…» Это то самое состояние, когда человек еще подавлен, еще смущен, еще боится, но уже чувствует рассвет в своем сердце.

 

Злиться бывает полезнее, чем каяться. И это подтверждают псалмы. Читайте о том, как с пользой выпустить гнев, вдохновляясь Писанием.

 

3. Я— человек, испытавший горе от жезла гнева Его.

Он повел меня и ввел во тьму, а не во свет.

 

Посадил меня в темное место, как давно умерших;

окружил меня стеною, чтобы я не вышел, отяготил оковы мои,

и когда я взывал и вопиял, задерживал молитву мою;

каменьями преградил дороги мои...

 

И удалился мир от души моей; я забыл о благоденствии,

и сказал я: погибла сила моя и надежда моя на Господа.

 

Вот что я отвечаю сердцу моему и потому уповаю:

 

по милости Господа мы не исчезли, ибо милосердие Его не истощилось.

Оно обновляется каждое утро; велика верность Твоя!

Господь — часть моя, говорит душа моя, итак буду надеяться на Него. (Плач. 3:1–2, 6, 8–9, 17–18, 21–24)

Иерусалим, не послушавший Иеремию, был захвачен. Пророк стал свидетелем того, как его предсказания исполнились. Но это не радовало Иеремию. Его душу и тело пронзала острая боль — за страдающих людей, за уничтоженный храм, за обесчещенный город.

Так родилась самая печальная книга Библии — Плач Иеремии. Это попытка выплакать боль в той ситуации, когда никакого просвета не предвиделось. Казалось, история народа закончена и Бог оставил его навсегда. Храма больше нет, земля, которую Бог обещал еще Аврааму, больше не принадлежала народу Израиля.

Когда я взывал и вопиял, Бог задерживал молитву мою, говорит пророк. Кто в то время имел большее дерзновение к Богу, чем Иеремия? Но и он теперь испытывал богооставленность. Те периоды выгорания и усталости, о которых шла речь выше, сменились гораздо более страшным состоянием. «Погибла надежда моя на Господа» — как жутко слышать такие слова от пророка и священника!

И Библия доносит до нас эти слова без осуждения. Пророк не стыдится своего отчаяния. И, вместе с тем, внутри него сохраняется то малое движение воли, которое невозможно подавить. Подобно родителям, у которых не угасает искра любви к своим детям, какими бы они ни были, у пророка не угасает искра надежды на его небесного Отца. И, чувствуя одну лишь эту искру, пророк отвечает сердцу своему: милосердие Бога не истощилось. Оно подобно солнцу, которое обновляется каждое утро. Как ребенок, которому страшно глубокой ночью, знает, что день обязательно наступит, пророк знает, что милость Бога остается вечной (Иер. 31:3) и она однажды она непременно будет явлена. Помня дальнейшую историю Израильского народа, мы знаем, что Иеремия не ошибся.

 

Надеемся, что эти три коротких текста поддержат вас, если вы будете переживать усталость, выгорание и беспросветность. Может быть, вы найдете в Библии «свои» тексты — те, которые именно вас утешат и дадут вам «крылья, как у голубя» (Пс. 54:7).