Псалом 41: перевод и толкование


Источник: Pars Sahin / Unsplash

Перед вами — авторский перевод сорок первого псалма. Курсивом выделены слова, которые отсутствуют в оригинале. Они добавлены, чтобы подчеркнуть смысл, который предположительно имеется в виду.

  1. Как олень жаждет потоков воды, так и я жажду тебя, Боже.
  2. Я жажду Бога, Бога Живого. Когда я смогу пойти и предстать перед Ним?
  3. День и ночь только слезы составляли мою пищу, в то время как враги мои, постоянно издеваясь надо мной, говорили: «Где твой Бог?»
  4. Мое сердце разрывается, когда я вспоминаю о том, как было раньше: я шел среди толпы поющих, ведя большое шествие молящихся к дому Божиему, под крики радости и песни благодарения, я поддерживал праздник для всего множества людей!
  5. Что ты унываешь, душа моя, что ты совсем поникла? Надейся на Бога! Я снова буду восхвалять его — моего Спасителя и моего Бога!
  6. Когда моя душа в отчаянии, я вспоминаю все, что знаю о Тебе, — будь то на высокой горе Хермон, истоке Иордана или небольшом холме Мицар.
  7. Бездна моего отчаяния призывает бездну Твоего милосердия, этот зов подобен грохоту водопада, все Твои буруны и Твои волны накатили на меня.
  8. Но каждый день Господь изливает на меня Свою неизменную любовь, и каждую ночь я пою Его песни, молитва Богу — вот моя жизнь.
  9. «О Боже, моя Скала, — взываю я, — почему Ты забыл меня? Почему я вынужден ходить мрачным, подвергаясь оскорблениям врага?»
  10. Подвергая меня жестоким истязаниям, враги издеваются надо мною спрашивая: «Где твой Бог?»
  11. Что ты унываешь душа моя, что ты так совсем поникла? Надейся на Бога! Я снова буду восхвалять Его — моего Спасителя и моего Бога!

 

Учитывая некоторые детали псалма, можно составить примерный вариант истории его возникновения — естественно, гипотетический. Псалом написан не Давидом, а сыновьями Кореевыми, что мы узнаем из его надписания. Мы знаем, что Корей был в числе главных бунтарей против Моисея в пустыне и понес на себе строгий суд Божий — был заживо поглощен замлей. Также известно, что Корей был из колена Левия, особо привилегированного. Люди, принадлежавшие к нему, служили при скинии, а потом и при храме. Сыновья Кореевы — это и есть потомки Корея. Они не были единомышленниками своего отца и уже в последующих поколениях наравне с другими левитами несли служение при скинии. Эти люди — замечательный пример того, как далеко может яблоко упасть от яблони.

Предположительно история, описываемая в псалме, произошла уже в период разделенных царств (Иудейского и Израильского). Учитывая упоминание истоков Иордана (гора Хермон располагалась в Израильском царстве) вполне вероятно, что этот левит был уведен в плен (ведь его служение было при храме, который находился в Иерусалиме, Иудейском царстве). Из Священного Писания (4 Цар. 14 гл.) нам известна война между Израильским царством (царь Иоас) и Иудейским (царь Амасия). Иудейское царство потерпело поражение, вплоть до того, что войска Иоаса вошли в Иерусалим, взяли сокровища храма и заложников. Вероятно, что этот левит как раз и был в качестве этих пленников. Из псалма можно предположить, что это был далеко не простой певец, поскольку он руководил шествием молящихся. Следовательно, он был известен и потому попал в плен.

Из псалма мы также узнаем, что враги оскорбляли и истязали его. Но почему? Ведь он был левитом, а не членом царской династии. Можно предположить, что они знали про его служение при храме и хотели, чтобы он провел такое же впечатляющее служение для их идолов. Это могло бы значительно увеличить количество посетителей, да и качество их идолослужения. Но оставаясь верным только Богу, он наотрез отказывался. И за это ему приходилось терпеть как словесные издевательства, так и жестокие телесные мучения. 

Особое впечатляет также и тот факт, что среди всех этих невзгод псалмопевец выражает свое желание быть с Богом. Он настолько хочет переживать близость Бога, что добровольно добавляет к своим злоключениям строжайший пост (слезы — это основное, чем он питается). Свою жизнь он описывает двумя словами — молитва Богу. Но в тоже время, временами он готов пасть духом и потому неоднократно призывает себя к надежде на Бога, упованию на славные дни. 

Когда он изливал душу пред Богом, то едва ли подозревал, что люди спустя несколько тысячелетий будут вдохновляться его шедевром. Находясь вдали от столь желанного храма, ища Бога всеми возможными и невозможными способами, претерпевая издевательства и пытки, он едва ли думал о том восхищении, с которым мы теперь можем читать его псалом. Высота жизни этого левита и глубина его псалма впечатляет. Но все начинается с малого. Вряд ли он смог бы достичь таких высот, если бы не отличался жертвенным и ревностным служением Богу.

Читайте также: «Блажен, кто воздаст тебе»: почему злиться сейчас полезнее, чем каяться.