Почему в мире все значительно хуже, чем этого хотелось бы?


Вавилонская башня, фреска в соборе в Монреале
Вавилонская башня, фреска в соборе в Монреале
Источник: Wikimedia Commons

Нередко считается, что источник всех проблем — это грехопадение человека в Эдемском саду (Быт. 3 гл.). Однако современники Иисуса Христа, скорее всего, указали бы на три истории из Священного Писания, которые могут быть причиной сложившегося положения вещей. Это грехопадение человека в Эдемском саду (Быт. 3 гл.), история грехопадения сыновей Божиих (Быт. 6 гл.) и Вавилонское столпотворение, когда Господь отдал людей под власть сыновей Божиих (Быт. 11 гл. Втор. 32:8). Разберем подробнее две последние.

Мятеж сыновей Божиих 

Проанализируем последствия мятежа сыновей Божиих из Быт. 6:1-4.  Первостепенно напомним, что согласно книге Еноха, они научили людей всевозможным грехам. Использование этого события апостолами Петром и Иудой для проведения параллелей с лжеучителями, подтверждает свидетельство книги Еноха. Более того, согласно Священному Писанию, именно после совокупления сыновей Божиих с дочерями человеческими «увидел Господь, что велико развращение человеков на земле и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» (Быт. 6:5). Это вновь подтверждает то, что сыновья Божии научили людей всевозможному разврату.

Несколько слов об исполинах – тех, кто рождался от совокупления сынов Божиих с дочерями человеческими. В еврейском оригинале исполины обозначаются при помощи נְּפִלִים (нефилим). Многие переводы просто транслируют данное слово как «нефилимы». Некоторые люди предположили, что его стоит перевести как «падшие». Данная гипотеза построена на предположении, что נְּפִלִים является причастием от глагола נָפַל (падать). Не вдаваясь в подобности аргументации, здесь отметим следующее: в греческом переводе Писания נְּפִלִים транслировано при помощи γίγαντες («гигантес», букв. «исполин», «великан»). Поэтому, а также ввиду других причин более убедительным представляется вариант, согласно которому נְּפִלִים — это множественная числа от арамейского слова נפלא, означающего «исполин, великан».

После повествования о совокуплении сынов Божиих с дочерями человеческими автор книги Бытия пишет: «И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками, потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет» (Быт. 6:3). Учитывая контекст, вполне вероятно, что это относится к исполинам. Возможно, сыновья Божии хотели, чтобы их потомки жили вечно и тем самым приобрести себя больше бессмертных потомков в борьбе с Богом, но Господь пресек их стремление, сообщив, что их потомки — плоть и они не будут жить вечно, несмотря на свое божественно-человеческое происхождение.

Что происходило с умершими потомками от совокупления сыновей Божиих с женщинами? Собственно говоря, они становились теми, кого мы обычно называем «демонами». Как человек, так и исполин после смерти продолжает свое существование, хотя и в другой форме. Только ввиду их полубожественного происхождения и укоренения во зле, их форма после существования отличалась от обычной человеческой. В книге Еноха мы читаем:

«Духи, вышедшие из тела плоти исполинов, — злые духи, ибо от человека они произошли, и от святых стражей («стражи» — наименование сыновей Божиих в книге Еноха) было начало их создания. Злыми духами будут они на земле, и злыми духами будут называться. И духи неба имеют свое жилище на небе, а духи земли, родившиеся на земле, имеют свое жилище на земле. И духи исполинов, которые устремляются на облака, погибнут и будут низринуты, и станут совершать насилие и производить разрушение на земле, и причинять бедствие; они не будут принимать пищи, и не будут жаждать, и будут невидимы. И те существа восстанут против сынов человеческих и против жен, так как они произошли от них» (15:8–12).

Примечательно и то, что в книгах Нового Завета мы находим подтверждение этому. Первостепенно стоит отметить наименование «злой дух» (πνεῦμα πονηρόν). Данный термин полностью соответствует названию духов, которые выходили из умерших исполинов, согласно книге Еноха (15:8–9). Действия нечистых, злых духов, бесов в Новом Завете целиком соответствует тому, что мы читаем про духов исполинов в книге Еноха (15:11). Примечательно и их обращение к Иисусу Христу: «Сын Божий». Если учитывать, что они сами являются потомками сыновей Божиих, то такое обращение к Иисусу Христу очень логично: они признают, что пришел подлинный Сын Божий и конфликт неизбежен.

Вавилонское столпотворение

Перейдем к анализу последнего события, ввиду которого в мире все значительно хуже, чем этого хотелось бы — Вавилонского столпотворения. Когда мы читаем повествование об этом в книге Бытия (11 гл.), оно не кажется нам серьезным событием. Однако по-другому дело обстоит, когда мы обращаемся к описанию этого события в другой книге Священного Писания. Во Второзаконии так описано произошедшее во время Вавилонского столпотворения: «Когда Всевышний давал народам удел их, когда разделял человечество, Он определил границы народов по числу сынов Божиих. Но удел Господа — народ Его, Иаков — наследие Его» (Втор. 32:8–9). Сразу отметим, что в Синодальном переводе вместо «сыновей Божиих» мы читаем «сыновей Израилевых». Это обусловлено тем, что Синодальный перевод в данном случае следует масоретскому оригиналу. Прочтение «сыновей Божиих» в данном случае взято из еврейского оригинала свитков Мертвого моря. Если масоретский текст датируется Средневековьем, то свитки Мертвого моря датируются еще до Рождества Христового. Более того, Септуагинта (греческий перевод) подтверждает в данном случае текст именно свитков Мертвого моря. Согласно Септуагинте Господь определил границы народов по числе ἀγγέλων — ангелов. Как мы помним, сыновья Божии — это не только ангелы, но все ангелы — это сыновья Божии.

Что значит, что Бог «определил границы народов по числу сынов Божиих»? Первостепенно необходимо напомнить, что Вавилонское столпотворение — это мятеж людей против Бога. Вместо того, чтобы наполнять землю, они сказали: «Построим город с башней до неба. Так мы прославим наше имя‚ чтобы не рассеяться по свету бесследно» (Быт. 11:4). Из Второзакония мы узнаем, что когда «Господь рассеял людей по лицу всей земли» (Быт. 11:8/Втор. 32:8), то «Он определил границы народов по числу сынов Божиих» (Втор. 32:8). Последующая часть текста («Но удел Господа — народ Его») помогает понять нам значение этого: Господь передал уделы других народов сыновьям Божиим. Это подтверждается и другими текстами Писаний. Так во Второзаконии, запрещая делать изображения для поклонения, Господь это объясняет следующим образом: «Дабы ты, взглянув на небо и увидев солнце, луну и звезды все воинство небесное, не прельстился и не поклонился им и не служил им, так как Господь, Бог твой, уделил их всем народам под всем небом» (Втор. 4:19). В другом месте Господь через Моисея предсказывает бедствия Своему народу. А дальше мы читаем: «И скажут все народы: за что Господь так поступил с сею землею? какая великая ярость гнева Его! И скажут: за то, что они оставили завет Господа Бога отцов своих, который Он поставил с ними, когда вывел их из земли Египетской, и пошли и стали служить иным богам и поклоняться им, богам, которых они не знали и которых Он не назначал им» (Втор. 29:24-26). Тот факт, что Господь не назначил поклонение богам своему народу, также подтверждает то, что это был удел остальных народов. Также упомянем хорошо известную историю о князьях Греции и Персии в книге Даниила, которые были представителями духовного мира — сыновьями Божиими (Дан. 10 гл.). Эта история также подтверждает, что народы были отданы под власть сыновей Божиих.

Почему Господь отдал народы в удел сыновьям Божиим? Вполне вероятно, что за желанием «построить город с башней до неба» стояла идея стать богами. Люди хотели свергнуть правление Бога. В ответ Господь, по сути, сказал: «Не хотите Моего правления. Пусть будет по-вашему». Естественно, что нахождение под правлением сыновей Божиих не приводило к хорошим последствиям. Находиться под непосредственным Божиим правлением (в Божием Царстве) — это лучший из возможных вариантов.

Также отметим, что наименование Бога «Всевышним» связанно с отданием народов под власть сыновей Божиих (Втор. 32:8). Само слово указывает на то, что Бог выше всех, все остальные представители духовного (и не только) мира подчинены Ему.  Примечательно, что обращение «Сын Бога Всевышнего» мы встречаем в повествовании об исцелении гадаринского бесноватого, когда бесы просили не выгонять их из страны той. Учитывая, что бесы — потомки сыновей Божиих, становиться понятным, почему они не хотят покидать свою страну: здесь они находятся под покровительством своих «родителей».

Наконец отметим, что дьявол (начальник над всеми падшими представителями духовного мира) предлагал Иисус Христу власть над всеми царствами, потому что она передана ему (Лк. 4:6). Иисус Христос не принял его условий, а посредством страданий и воскресений отнял у него эту власть. После этого Он сказал ученикам: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28:18–20). Мы видим полную отмену последствий мятежа сыновей Божиих — все народы снова должны жить как научил Бог, а не как научили сыновья Божии. Мы видим также отмену того, что народы отданы под власть сыновей Божиих. Теперь они снова возвращены под власть Бога: Сыну Божиему дана всякая власть на небе и на земле.

Несмотря на то, что Сын Божий упразднил все последствия грехопадений, Он не принуждает нас принять Свое правление. Как христиане, мы конечно же охотно и добровольно принимаем Его правление. Однако мы также призваны пойти и научить все народы, что на самом деле у нас только Один Царь — Господь Иисус Христос и нам должно служить Ему, потому что, «оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться, ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых» (Деян. 17:31). Пусть же Господь поможет нам «идти и проповедовать всем народам, уча их соблюдать все, что Сын Божий повелел нам!» Но первостепенно, конечно, пусть Господь поможет нам самим преуспеть в соблюдении Божиих заповедей!

С другими статьями автора можно ознакомиться на его телеграм-канале.