Почему апостолы не мыли руки перед едой?
Однажды фарисеи и книжники увидели, что ученики Иисуса Христа ели, предварительно не умыв рук. Они спросили Спасителя: «Зачем ученики Твои не поступают по преданию старцев, но неумытыми руками едят хлеб?» (Мк. 7:5). Сама формулировка вопроса говорит о том, что эти люди не просто хотели выяснить причину, а напрямую обвиняли учеников. В пользу этого говорит и дополнение в некоторых рукописях: когда книжники и фарисеи «увидев некоторых из учеников Его, евших хлеб нечистыми, то есть неумытыми, руками, укоряли» (Мк. 7:2). Справедливости ради отметим, что такой вариант отсутствует в наиболее авторитетных рукописях поэтому в большинстве переводов мы его не встретим. Однако суть остается прежней — у фарисеев и книжников поведение учеников вызвало возмущение.
Как мыли руки фарисеи
Здесь речь идет о специальном, ритуальном умывании рук, а не просто гигиенической процедуре. «В первую очередь обычай омываться после посещения рынка продиктован опасением невольного соприкосновения с нечистыми людьми или нечистой пищей. Омовение чаш, кружек, котлов и скамей продиктовано теми же соображениями. Инструкции касательно такого рода омовений содержатся в Ветхом Завете. В частности, книга Чисел предписывает погружать в воду и держать в ней до вечера сосуд, в который упала дохлая ящерица, крот или мышь (Чис. 11:32); омыт водою должен быть деревянный сосуд, к которому прикоснется имеющий истечение (Лев. 15:12). К указаниям закона Моисеева в «предании старцев» добавились многочисленные другие предписания, превратившие религиозность фарисеев в мелочное, скрупулезное соблюдение тысяч неписанных правил»1Митрополит Иларион. Иисус Христос. Жизнь и учение: Книга 1. Начало Евангелия Глава 7..
Важно учитывать, что эта практика не являлась следованием заповеди Божией по нескольким причинам.
- Это омовение предписывалось совершать «на всякий случай». То есть, поскольку человек мог стать нечистым после посещения рынка, он обязан был умыть руки перед принятием пищи.
- Процедура умывания рук была четко регламентирована. К сожалению, до нас не дошли материалы, в которых бы сохранилось описание того, как эта процедура совершалась во времена Иисуса Христа, но более поздние источники позволяют это представить. Практика отличалась в различных направлениях иудаизма, поэтому здесь приведем пример, который предписывал Маймонид (выдающийся раввин 12-го века): сначала человек произносит молитву-благословение, затем омывает руки один раз, затем он трет их одну о другую, затем поднимает их на уровень головы так, чтобы вода стекала до локтей, и только после всей этой процедуры человек вытирал руки.
Читайте также: Восемь главных врагов Иисуса.
Евангелист Марк пишет: «Фарисеи и все Иудеи, держась предания старцев, не едят, не умыв тщательно (μὴ πυγμῇ νίψωνται) рук» (Мк. 7:3). Выражение μὴ πυγμῇ νίψωνται переводится по-разному: «не омоют руки до локтей», «не совершат ритуального омовения», «определенным образом не вымоют рук». В любом случае, важно учитывать, что за умыванием рук, а также «чаш, кружек, котлов и скамей» (Мк. 7:4) стояла сложная процедура, которая имела ритуальное значение.
Цель такого умывания рук и омовения посуды видели в исполнении заповеди «Освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят» (Лев. 11:44). Логика примерно следующая: очищаясь даже от возможной нечистоты, человек действительно был свят. И даже то, что повеление быть святым в этой заповеди звучит дважды («освящайтесь» и «будьте святы») объясняли необходимостью мыть руки как до принятия еды, так и после.
Итак, умывание рук перед едой для книжников и фарисеев:
- По своей сути в корне отличалось от того умывания рук, которое мы совершаем перед едой;
- Имело религиозный характер, хоть и не являлась исполнением заповеди;
- Представляло собой сложный, регламентированный процесс.
Конфликт из-за умывания рук
Зная, какую реакцию повлечет поведение учеников, Иисус Христос мог бы их предупредить и попросить умыть руки перед едой, пусть даже и особым, регламентированным образом. Мыть руки перед едой — полезно, да и фарисеи придают этому большое значение, так что это был удобный случай, чтобы «одним выстрелом убить двух зайцев». Но Иисус Христос не только не предупреждает учеников, но и в конфликте занимает сторону своих учеников, начиная обличать религиозных лидеров.
Также обратим внимание на то, что Иисус однозначно показал свое отношение к человеческим преданиям. Большинство из нас, скорее всего, не стало бы вступать в конфликт из-за мытья рук, даже зная, что фарисеи заблуждаются. Но Христос повел себя по-другому. Почему — разберем в следующей статье.
С другими статьями автора можно ознакомиться на его телеграм-канале.