Почему апостолы не мыли руки перед едой?


Евхаристия (Причащение Апостолов). Фреска монастыря Нова Павлица, Сербия. До 1389 года. Фрагмент
Евхаристия (Причащение Апостолов). Фреска монастыря Нова Павлица, Сербия. До 1389 года. Фрагмент
Источник: Демид / Fotoload

Однажды фарисеи и книжники увидели, что ученики Иисуса Христа ели, предварительно не умыв рук. Они спросили Спасителя: «Зачем ученики Твои не поступают по преданию старцев, но неумытыми руками едят хлеб?» (Мк. 7:5). Сама формулировка вопроса говорит о том, что эти люди не просто хотели выяснить причину, а напрямую обвиняли учеников. В пользу этого говорит и дополнение в некоторых рукописях: когда книжники и фарисеи «увидев некоторых из учеников Его, евших хлеб нечистыми, то есть неумытыми, руками, укоряли» (Мк. 7:2). Справедливости ради отметим, что такой вариант отсутствует в наиболее авторитетных рукописях поэтому в большинстве переводов мы его не встретим. Однако суть остается прежней — у фарисеев и книжников поведение учеников вызвало возмущение.

 

Как мыли руки фарисеи 

Здесь речь идет о специальном, ритуальном умывании рук, а не просто гигиенической процедуре. «В первую очередь обычай омываться после посещения рынка продиктован опасением невольного соприкосновения с нечистыми людьми или нечистой пищей. Омовение чаш, кружек, котлов и скамей продиктовано теми же соображениями. Инструкции касательно такого рода омовений содержатся в Ветхом Завете. В частности, книга Чисел предписывает погружать в воду и держать в ней до вечера сосуд, в который упала дохлая ящерица, крот или мышь (Чис. 11:32); омыт водою должен быть деревянный сосуд, к которому прикоснется имеющий истечение (Лев. 15:12). К указаниям закона Моисеева в «предании старцев» добавились многочисленные другие предписания, превратившие религиозность фарисеев в мелочное, скрупулезное соблюдение тысяч неписанных правил»1Митрополит Иларион. Иисус Христос. Жизнь и учение: Книга 1. Начало Евангелия Глава 7.

Важно учитывать, что эта практика не являлась следованием заповеди Божией по нескольким причинам. 

  1. Это омовение предписывалось совершать «на всякий случай». То есть, поскольку человек мог стать нечистым после посещения рынка, он обязан был умыть руки перед принятием пищи. 
  2. Процедура умывания рук была четко регламентирована. К сожалению, до нас не дошли материалы, в которых бы сохранилось описание того, как эта процедура совершалась во времена Иисуса Христа, но более поздние источники позволяют это представить. Практика отличалась в различных направлениях иудаизма, поэтому здесь приведем пример, который предписывал Маймонид (выдающийся раввин 12-го века): сначала человек произносит молитву-благословение, затем омывает руки один раз, затем он трет их одну о другую, затем поднимает их на уровень головы так, чтобы вода стекала до локтей, и только после всей этой процедуры человек вытирал руки.

 

Читайте также: Восемь главных врагов Иисуса.

Евангелист Марк пишет: «Фарисеи и все Иудеи, держась предания старцев, не едят, не умыв тщательно (μὴ πυγμῇ νίψωνται) рук» (Мк. 7:3). Выражение μὴ πυγμῇ νίψωνται переводится по-разному: «не омоют руки до локтей», «не совершат ритуального омовения», «определенным образом не вымоют рук». В любом случае, важно учитывать, что за умыванием рук, а также «чаш, кружек, котлов и скамей» (Мк. 7:4) стояла сложная процедура, которая имела ритуальное значение.

Цель такого умывания рук и омовения посуды видели в исполнении заповеди «Освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят» (Лев. 11:44). Логика примерно следующая: очищаясь даже от возможной нечистоты, человек действительно был свят. И даже то, что повеление быть святым в этой заповеди звучит дважды («освящайтесь» и «будьте святы») объясняли необходимостью мыть руки как до принятия еды, так и после. 

Итак, умывание рук перед едой для книжников и фарисеев: 

  1. По своей сути в корне отличалось от того умывания рук, которое мы совершаем перед едой;
  2. Имело религиозный характер, хоть и не являлась исполнением заповеди;
  3. Представляло собой сложный, регламентированный процесс.

 

Конфликт из-за умывания рук

Зная, какую реакцию повлечет поведение учеников, Иисус Христос мог бы их предупредить и попросить умыть руки перед едой, пусть даже и особым, регламентированным образом. Мыть руки перед едой — полезно, да и фарисеи придают этому большое значение, так что это был удобный случай, чтобы «одним выстрелом убить двух зайцев». Но Иисус Христос не только не предупреждает учеников, но и в конфликте занимает сторону своих учеников, начиная обличать религиозных лидеров.

Также обратим внимание на то, что Иисус однозначно показал свое отношение к человеческим преданиям. Большинство из нас, скорее всего, не стало бы вступать в конфликт из-за мытья рук, даже зная, что фарисеи заблуждаются. Но Христос повел себя по-другому. Почему — разберем в следующей статье.

С другими статьями автора можно ознакомиться на его телеграм-канале.