Переезд Иисуса Христа в Капернаум — почему он важен?
В воскресенье после Крещения читается евангельский отрывок, в котором апостол Матфей повествует о переезде Иисуса Христа в Капернаум и начале его проповеди. Примечательно, что евангелист отмечает следующую причину переезда:
«Да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: "земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет"» (Мф. 4:14-16).
Исполнение этого пророчества связано только с географией или же с чем-то большим? Попробуем проанализировать.
О чем говорил пророк?
Первостепенно отметим значение самого пророчества в книге пророка Исаии:
«Прежнее время умалило землю Завулонову и землю Неффалимову; но последующее возвеличит приморский путь, Заиорданскую страну, Галилею языческую. Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет» (Ис. 9:1-2).
В последующих стихах описаны еще большие благодеяния, который Господь изольет на Свой народ (Ис. 9:3-7). Тогда как в предыдущих стихах говорится о состоянии народа, который испытывает на себе суд Господень: «И будут они бродить по земле, жестоко угнетенные и голодные; и во время голода будут злиться, хулить царя своего и Бога своего. И взглянут вверх, и посмотрят на землю; и вот — горе и мрак, густая тьма, и будут повержены во тьму. Но не всегда будет мрак там, где теперь он огустел» (Ис. 8:21-22).
Анализируя этот контекст, становится понятно, на что указывает пророк Исаия, используя термины «тьма» и «свет». Тьма символизирует Божий суд (8:22), а свет указывает на освобождение, вызванное появлением царя Давида-победителя (Ис. 9:6-7).
О каком же событии повествует пророк, и почему евангелист Матфей увидел исполнение этого пророчества в поселении Христа в Капернауме? Скорее всего, божественный суд, на который указывает Исаия — это ассирийский плен Южного царства. Это время действительно «умалило землю Завулонову и землю Неффалимову». Но когда Господь излил Свои милости и народ возвратился из плена, это «возвеличило приморский путь, Заиорданскую страну, Галилею языческую». Возможно, три географические области (приморский путь, Заиорданская страна, Галилея языческая) указывают на три отдельные области, которые особенно процветали после окончания ассирийского плена. С другой стороны, они могут служить просто собирательным образом территорий, через которые возвращались пленники и которые они заселяли. В любом случае, после плена Галилея действительно становится Галилеей языческой ввиду количества язычников, заселивших эту территорию.
Полное исполнение пророчества
Хотя это пророчество исполнилось с возвращением евреев из плена, однако полноты исполнения Божиих обетований, которые Господь давал в связи с этим событием, они не испытали (Ис. 9:2-7). Главным образом потому, что Мессия тогда не пришел, хотя Исаия прямо предсказывал его пришествие (9:6-7). Становится понятно, почему евангелист Матфей связал поселение Иисуса Христа в Капернауме с исполнением пророчества Исаии. Теперь Мессия пришел. Теперь все Божии обетования будут исполнены. Теперь люди увидят подлинный свет, испытают полноту Божиего освобождения теперь уже из самого ужасного плена — греховного.
Вполне вероятно, что, упоминая Галилею именно как языческую (Мф. 4:15), евангелист Матфей указывал и на то, что с пришествием Мессии язычники также станут участниками Божиего освобождения (сравн. Ис. 42:6-7). Ввиду этого параллелизм второго стиха указывает на богоизбранный народ и на язычников:
- «Народ, сидящий во тьме, увидел свет великий» — евреи.
- «Сидящим в стране и тени смертной воссиял свет» — язычники.
Конец пророчеств
Проанализировав особенности пророчества Исаии и его использование евангелистом Матфеем, обратим внимание на другие детали. Примечательно, что цитированием этого пророчества евангелист Матфей прекращает цитирование мессианских текстов Ветхого Завета, которые исполнились в Иисусе Христе, вплоть до Мф. 8:17. Можно сказать, что цитирование именно этого пророчества является завершающим свидетельством евангелиста о мессианстве Иисуса в первой части Евангелия. Интересно, что богослужебная традиция построена по этому же принципу. Неделя после Крещения в некоторой степени является завершающим периодом «Рождественских праздников». И хотя хронологически переезд Иисуса Христа в Капернаум никак не мог произойти в воскресенье после Крещения (как минимум, после Крещения последовал сорокадневный пост), однако тематически исполнение этого пророчества тесно связано с Богоявлением, особенно если учесть, что этот праздник еще называется Просвещением.
Пусть же Господь поможет нам еще больше приобщиться Его милости, освобождая из плена грехов и страстей, и сподобит нас действительно увидеть свет великий, который Он воссиял нам.
Смотрите также: «Не утруждайте моего Бога». Все, что нужно знать о пророке Исаие.