Оправдание верой. Часть третья: что оно меняет для нас?
В предыдущих статьях мы отметили, что человек оправдывается верой, несмотря на важность подкрепления веры делами. Теперь разберемся, что это значит для нас.
1. Примирение с Богом
Апостол Павел пишет: «Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа» (Рим. 5:1). Нам больше не нужно пытаться заслужить Божие расположение, Он уже благоволит к нам. Приходя к Нему, мы попадаем в семью, где нам всегда рады. В такой семье жизнь по заповедям Божиим будет добровольной, а не обременительной (Мф. 11:30). Когда мы живем в семье, где Небесный Отец готов отдать самое ценное, лишь бы нам было хорошо, то и сами готовы отрекаться от греховных желаний. Ведь если мы получили такие дары, когда были грешниками и жили как богопротивники, то что нас ждет, когда мы будем праведниками и будем жить как боголюбцы?
Если же человек не принимает дара оправдания и спасения, то его «добродетельная жизнь» проходит или «для галочки», или в попытках умилостивить Бога, получить Его благорасположение.
2. Силы победить дьявола
Рассмотрим здесь некоторые положения из раннехристианской книги Ермы «Пастырь» (См. Часть 17: Заповедь — эпилог). Когда Ерм услышал от пастыря заповеди, он усомнился в том, что их возможно исполнить: «Не знаю, господин, способен ли человек соблюдать эти заповеди, потому что они очень трудны». На это пастырь сказал ему: «Эти заповеди легко соблюсти, и не покажутся они трудными, если будешь убежден, что их можно соблюсти; но если закралось в сердце твое сомнение, что не по силам человеку, то не соблюдешь их. Теперь же говорю тебе: если не соблюдешь этих заповедей и пренебрежешь ими, то не спасешься ты, не спасутся и дети твои, и весь дом твой, потому что ты сам себе присудил, что этих заповедей нельзя соблюсти человеку».
Читайте также: Как в 21-м веке можно всерьез верить в дьявола?
И дальше пастырь произносит такие слова:
«Не может дьявол пересилить рабов Божиих, которые веруют в Господа от всего сердца. Дьявол может противоборствовать, но победить не может. Если воспротивитесь ему, то, побежденный, он с позором покинет вас. Боятся дьявола, как будто имеющего власть, те, которые не тверды в вере».
Василий Великий пишет: «Невозможно, чтобы кто-нибудь без Божия прощения предался добродетельной жизни» (Беседы на книгу пророка Исаии. Толкование на стих 14 стих 1 главы). Неправильно предполагать, что жизнь по заповедям Божиим является плодом человеческих стараний. Лишь получая спасение верой, человек получает благодать жить по заповедям Божиим и побеждать дьявола. Когда мы принимаем этот дар, мы переживаем на личном опыте, что Бог одобряет нас, мы осознаем, что Он смотрит на нас с улыбкой, подбадривает идти вперед.
3. Уверенность благоразумного разбойника
Без личного практического опыта учение об оправдании верой едва ли будет иметь ценность. Святитель Василий Великий пишет: «Как свойство мёда не столько словом, сколько самим чувством вкуса может быть объяснено не изведавшим мёда, так и доброта небесного слова не может быть ясно передана в учении, если по долговременном изведании учений истины не возможем собственным опытом постигнуть благость Господню» (Беседы на псалмы. Толкование на 3 стих 33 псалма). Если мы собственным опытом не постигнем благости Божией, благодати оправдания, то это учение останется для нас только красивыми словами. Его можно сравнить с вхождением разбойника в рай, где христианин — это благоразумный разбойник, который попадает в рай еще прежде смерти, который уже в этой жизни является гражданином Царства Небесного.
4. Наша осознанность и безусловная Божия любовь
Как же приобщиться этого дара? Главное — нельзя пытаться заслужить оправдание. Можно только ежедневно исповедовать: «Господь Иисус, я принимаю Твое оправдание, Твое спасение! Я признаю, что Твоя верность, Твои страдания и воскресение являются источником моего оправдания!» Конечно, наш образ жизни должен целиком соответствовать тому, что мы хотим стать причастниками этого дара. По-прежнему нужно раскаиваться в грехах, оплакивать свои беззакония, делать добро, поститься, совершать бдения, молитвы. Благодаря этому мы показываем свое произволение, укрепляем веру в надежде что Господь сподобит нас еще большей благодати.
Кирилл Иерусалимский напоминает: «Бог ничего от нас другого не требует, как только благого произволения. Не говори: как очистятся грехи мои? Хотением и верованием, я тебе говорю» (Поучение предогласительное, § 8). Поэтому крайне важно помнить, что нашей веры и произволения достаточно, чтобы сподобиться этого дара.
Человек принимает дар оправдания верой при таинстве Крещения. Но поскольку это таинство сейчас обычно совершается в раннем детстве, то и этот дар принимается неосознанно. Возможно, отсутствие личного переживания и способствовало тому, что учение об оправдании верой часто не считают православным. Если же мы начнем более глубоко изучать то, как Священное Писание учит об оправдании верою и как святые отцы раскрывали это учение, то Господь, видя наше произволение, сподобит нас более полноценно приобщиться этого дара.
Читайте также:
Оправдание верой — заблуждение или нет? Часть первая: святоотеческий взгляд.
Оправдание верой. Часть вторая: Божественный аванс.