О чем мы просим пророка Аввакума на Пасху?
Четвертый ирмос пасхального канона звучит так:
На Божественней стражи богоглаголивый Аввакум да станет с нами, и покажет светоносна Ангела, ясно глаголюща: днесь спасение миру, яко воскресе Христос, яко всесилен .
Под «богоглаголивым Аввакумом» имеется в виду пророк Аввакум — один из «малых» пророков. Почему мы здесь призываем его встать на «божественную стражу» и что имеется в виду под ней?
Диалог Бога и пророка
Чтобы разобраться в этом нам необходимо обратиться к тексту книги пророка Аввакума. Несмотря на небольшой объем, эта книга имеет ряд особенностей. Во-первых, она имеет довольно размытую хронологическую привязку. Пророк не упоминает ни царя, при котором проходило его служение, ни царства, в котором он находился (Израильское/Иудейское). Слова Господа о том, что Он наведет халдеев (вавилонян), намекают на то, что описываемые события происходят до Вавилонского плена и касаются, скорее всего, Иудейского царства.
Вторая особенность книги пророка Аввакума заключается в том, что она построена в форме прошений пророка и Божиих ответов на них. Анализируя молитвы пророка и Божии ответы на них, мы можем увидеть, как преобразилось мировоззрение Аввакума.
Слушайте книгу пророка Аввакума в профессиональной озвучке.
Аввакум жалуется Богу на то, что везде царит беззаконие, ввиду чего «закон потерял силу, и суда правильного нет: так как нечестивый одолевает праведного, то и суд происходит превратный». (1:4) Пророку особо больно еще и из-за того, что Бог не вмешивается (1:2). В ответ Господь говорит, что Он вмешается: «Я сделаю во дни ваши такое дело, которому вы не поверили бы, если бы вам рассказывали» (1:5).
Что это за дело? Бог говорит, что Он наведет халдеев (1:6). И дальше мы читаем, как Бог словно восхищается этим жестоким и необузданным народом (1:6-11):
«Быстрее барсов кони его и прытче вечерних волков…Весь он идет для грабежа; устремив лицо свое вперед, он забирает пленников, как песок. И над царями он издевается, и князья служат ему посмешищем; над всякою крепостью он смеется: насыплет осадный вал и берет ее».
Господь словно говорит Аввакуму: Я наведу халдеев, и они своим опустошительным нашествием очистят землю от беззаконников.
Конечно, Аввакум запротестовал против такого варианта решения проблемы (1:12–2:1). Возражения пророка сводятся к следующему: Бог — единственная надежда евреев. Если Он сейчас ополчится против них (наведет халдеев), что им останется делать? Более того, после успешного завоевания халдеи вовсе не прославят Бога. Свои почести они воздадут идолам и собственным способностям. Да и в конечном итоге, в сравнении с халдеями евреи являются праведниками. Неужели Бог будет наказывать свой народ, погрязший в беззакониях, тем народом, который куда больше погряз в нечестии? В ответ Господь дает Аввакуму следующее поручение:
«Запиши видение и начертай ясно на скрижалях, чтобы читающий легко мог прочитать, ибо видение относится еще к определенному времени и говорит о конце и не обманет; и хотя бы и замедлило, жди его, ибо непременно сбудется, не отменится» (2:2–3).
Адаптируя к современным реалиям, Господь словно повелевает Аввакуму установить большой рекламный щит и так запечатлеть информацию на нем, чтобы с каждый мог с нею ознакомиться. Что же нужно было написать на данных скрижалях? «Вот, душа надменная не успокоится, а праведный своею верою жив будет» (2:4).
Что это значит? В последующем ответе Господь предрекает «горе душе надменной» (2:5–19). «Горе» — это смерть, этот термин использовался в похоронных песнопениях. Таким образом слова «душа надменная не успокоится» означают, что такой человек будет преследовать свои цели, интересы и в этой погоне он не остановится. Но на самом деле его ждет смертный приговор — он пожнет последствия своих решений. А праведный, посредством веры в Бога и Его промысел сможет пережить и тягчайшие испытания. В ближайшем контексте надменная душа — это халдеи. Хотя Бог использует их для достижения Своих целей (очистить Свой народ), однако их ждет такое же «горе».
Песнь пророка
Заканчивается книга песней пророка Аввакума. В ней пророк сначала описывает пришествие Бога, используя разнообразные величественные метафоры (3:2–15). Пришествие Бога несет спасение для Его народа и суд над Его врагами:
«Ты выступаешь для спасения народа Твоего, для спасения помазанного Твоего. Ты сокрушаешь главу нечестивого дома, обнажая его от основания до верха» (3:13).
Затем пророк описывает свою реакцию на такое славное и величественное пришествие Бога: «Я услышал, и вострепетала внутренность моя; при вести о сем задрожали губы мои, боль проникла в кости мои, и колеблется место подо мною; а я должен быть спокоен в день бедствия, когда придет на народ мой грабитель его» (3:16). Мы видим, как мысли пророка изменились. Если раньше он жаловался Богу на беззакония своего народа, недоумевал, почему Господь решил в ответ на это навести халдеев, то теперь он готов терпеть всю боль происходящих событий при этом оставаясь спокойным в день вражеского нашествия. Пророк понимает, что это делается для спасения его народа. Более того, дальше мы читаем следующие слова Аввакума:
«Хотя бы не расцвела смоковница и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах, но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего» (3:17–18).
Мы понимаем, что изменило отношение пророка: он осознал, что за всем происходящим в мире стоит Господь. Это понимание дало возможность пророку по-другому посмотреть на происходящие события.
Конечно, едва ли пророк описывает события, которые прошли за один день. Скорее всего, за ними стоят долгие годы молитв Богу, причитаний, жалоб, недоумений. И только пройдя через весь этот трудный и болезненный путь, пророк смог приобрести тот опыт, на основании которого он смог находить радость в Боге несмотря на обстоятельства.
Пророк на страже
Вернемся к ирмосу пасхального канона. О какой стражи идет речь и как это связанно с Аввакумом? Когда Аввакум услышал о том, что Бог собирается навести халдеев и выразил Богу свое недоумение, он сделал следующее: «На стражу мою стал я и, стоя на башне, наблюдал, чтобы узнать, что скажет Он во мне и что мне отвечать по жалобе моей?» (2:1) Аввакум сравнивает себя с дозорным, который несет свою стражу на башне. Таким образом Аввакум описывает свое предельное напряжение, крайнюю бдительность, с которой он хотел услышать Божий ответ. Мы знаем, какой ответ он получил в конечном итоге: врагов его народа ждет поражение, а сам народ, пройдя через опустошение, получит спасение.
Как этот образ соответствует событиям воскресения Иисуса Христа? Воскресением Христа род человеческий получил спасение, а враг рода человеческого получил сокрушительное поражение. Мы, как духовными глазами увидевшее это событие и опытно переживая его последствия, призываем Аввакума стать вместе с нами на «божественную стражу». Зачем мы призываем пророка показать (δεικνύτω) нам светоносного ангела? Примечательно, что глагол «показывать» (δείκνυμι) встречается лишь один раз в книге пророка. Речь идет о том, когда пророк жалуется Богу на беззакония своего народа: Для чего Ты показал (ἔδειξας) мне беды? (1:3) (авторский перевод). Мы знаем, что в ответ на этот вопрос Бог показал ему величественное и славное Свое пришествие (3:2-15). Мы отмечали, что данное метафорическое описание относится к спасению Божиего народа и в то же время Божиему суду над врагами.
Итог
Можно сказать, что Аввакум созерцал прообраз воскресения Иисуса Христа — событие, когда был спасен род человеческий и низложен его враг. Поэтому мы и призываем Аввакума, который созерцал прообраз воскресения Иисуса Христа, чтобы он «показал» нам «светоносного Ангела» — того, кто возвестил нам о воскресении Иисуса Христа. Примечательно, что терминологию спасения мы непосредственно встречаем в пасхальном ирмосе: «…покажет светоносна Ангела, ясно глаголюща: днесь спасение миру, яко воскресе Христос, яко всесилен» (сравн. с терминологией спасения у пророка Аввакума: «Ты выступаешь для спасения народа Твоего, для спасения помазанного Твоего» — 3:13). Только если у Аввакума спасение относилось к еврейскому народу от нашествия вавилонян, то воскресение Иисуса Христа открыло спасение для всей вселенной и при этом уже от настоящего врага рода человеческого — «князя мира сего» и всех его приспешников. Таким образом, можно сказать, что опыт пророка Аввакума позволил ему прообразно пережить воскресение Иисуса Христа. И сейчас, когда мы уже переживаем этот опыт непосредственно, мы и призываем пророка разделить наш восторг.
Пусть Господь поможет нам еще больше причаститься дарованного Им, как спасения от врага рода человеческого, так и победы над ним. И пусть радостью и восторгом от приобщения этой благодати мы прославим Виновника этих даров — Воскресшего Господа Иисуса Христа!
Читайте также: Как Бог помог пророку Илие преодолеть личностный кризис.