Новый год! Праздновать или нет? Ищем ответ в Священном Писании


Салют и новогодняя ёлка с гирляндой на площади Орджоникидзе в Якутске.
Салют и новогодняя ёлка с гирляндой на площади Орджоникидзе в Якутске.
Источник: Андрей Сорокин / РИА Новости

Новый год в Библии

Мы не встречаем в Священном Писании прямого указания на празднование Нового года. Однако традиционно предполагается, что праздник труб (Лев. 23:24, Числ. 29:1–6) указывает на это событие. Примечательно, что Ефрем Сирин также называет этот праздник «новолетием». Призыв трубить в этот день истолковывается как вызов на Божественный суд (сравн. 1 Фес. 4:16; 1 Кор. 15:52). Также традиционно предполагают, что в этот день Бог сотворил мир.

В книге Левит заповедь об этом празднике звучит так: «В седьмой месяц, в первый день месяца да будет у вас покой, праздник труб, священное собрание…» (Лев. 23:24–25). Может показаться, что заповедь говорит только о праздновании начала седьмого месяца. Но из Библии нам известно, что Бог заповедовал отмечать и праздновать начало каждого месяца (Числ. 10:10; 28:11–15). И читая указание, как отмечать праздник первого дня седьмого месяца (Числ. 29:1-6), мы видим, что Господь предписал приносить ряд жертвоприношений «сверх новомесячного всесожжения и хлебного приношения его». (Числ. 29:6) Таким образом, мы видим, что это действительно был особый праздник. Дальше мы будет называть его «новолетием», следуя Ефрему Сирину.

Новолетие заповедано праздновать в седьмой месяц, а не в первый, как это бы предполагалось. Это связанно с тем, что первый месяц по заповеди Господней ознаменовался исходом евреев с Египта. Учитывая важность этого события, Господь заповедал, чтобы месяц, в котором они вышли с Египта, был началом года. (Исх. 12:2) Таким образом можно сказать, что в Священном Писании, существует два новых года: первый «буквальный», с которого и начинался отсчет месяцев (связан с исходом евреев из Египта), а второй — «праздничный», который заповедано было праздновать в первый день седьмого месяца.

 Новый год в ранней Церкви

Важно отметить, что все вышеобозначенные традиционные понимания главным образом имеют еврейские корни. Но как мы видим, эти традиции использует в той или иной мере апостол Павел, а среди святых отцов — как минимум Ефрем Сирин. Мы, христиане, как люди живущие после совершения домостроительства нашего спасения, принимаем, что обрядовая сторона Закона Божиего имеет «тень будущих благ» (Кол. 2:16-17), и эти блага нам уже открылись благодаря страданиям и воскресению Сына Божиего. Уже в настоящей жизни тот «кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» (2 Кор. 5:17). Поэтому, приняв уже в этой жизни дар благодати, вкусив будущие блага, мы свободны от соблюдения обрядовой стороны Закона.

Некоторым членам раннехристианской Церкви было нелегко принять такую свободу, и они продолжали соблюдать те или иные обрядовые постановления Закона. Но этот вопрос не был категоричен. Апостол Павел так пишет об этом: «Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне равно. Всякий поступай по удостоверению своего ума. Кто различает дни — для Господа различает» (Рим. 14:5–6). Соблюдение или несоблюдение обрядовой стороны Закона не было особо важным вопросом. Апостол Павел, подытоживая, пишет:

«Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе.  Кто сим служит Христу, тот угоден Богу и достоин одобрения от людей. Итак, будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию» (Рим. 14:17-19).

Можно сказать: если празднования будут служить к миру и взаимному назиданию — не стоит от них отказываться. 

Новый год сегодня

Конечно, современное празднование Нового Года не связанно с тем «новолетием», которое описано в Библии. Стоит признать, что оно также не имеет отношения и к обрядовой стороне Закона Божиего. Это так называемый гражданский праздник. Можно ли нам христианам, праздновать торжества, которые имеют «языческие» корни?

В книге пророка Исаии мы читаем пророчество о Тире. Господь сурово накажет этот город, на 70 лет он запустеет, однако в конце этого пророчества мы читаем следующее:

«И будет, по истечении семидесяти лет, Господь посетит Тир; и он снова начнет получать прибыль свою и будет блудодействовать со всеми царствами земными по всей вселенной. Но торговля его и прибыль его будут посвящаемы Господу… к живущим пред лицом Господа будет переходить прибыль от торговли его, чтобы они ели до сытости и имели одежду прочную» (Ис. 23:17-18).

Прибыль от блудодейства (возможно, имеется ввиду идолослужение) Тира будет посвящаться Святому Господу — звучит довольно вызывающе. Но примеров, когда Господь использует явления с «неблагочестивыми» корнями для Своей славы, в Священном Писании много. В конечном итоге, величайший дар, который мы принимаем, имеет крайне «неблагочестивые» корни — это убийство Сына Божиего. Господь силен обратить ужасное происхождение происхождения в величайшие блага. Так поступали и святые отцы, в частности Василий Великий, о котором поется: «человеческие обычаи украсил». Поэтому какие бы корни не лежали в современном праздновании Нового Года, мы призваны посвящать Его Господу Богу, преображать его для славы Творца.

Новый год и пост 

Как быть с тем, что этот праздник приходится на Рождественский пост? Если мы знаем, в чем смысл и содержание поста (разграничение пищи на «скоромное» и «постное» имеет довольно сомнительное происхождение) и хотим даже на Новый год посвятить себя этому благочестивому занятию — никто нам не мешает. Если же мы хотим держаться диетических разграничений — пусть никто нас не осуждает.

«Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его» (Рим. 14:3).

Поэтому независимо от того, как мы будем поститься в этот день, пусть главной заботой для нас по-прежнему будет любовь к ближнему.

Подытоживая, можно сказать, что в вопросе праздновать или не праздновать Новый Год пусть «всякий поступает по удостоверению своего ума».  Если, будучи христианами, мы видим, как ветхозаветный праздник «новолетия» указывает на Иисуса Христа, как Он исполнился в Нем, мы можем использовать Новый Год, чтобы снова и снова устремиться к нашему Богу. Мы можем использовать этот праздник как очередное напоминание, что Иисус Христос, придя на землю, принес нам Царство Божье — «лето благоприятное», участниками которого становимся все мы, став христианами. Но если мы, христиане, празднуя Новый год, стесняемся упоминать и проповедовать нашего Бога в этот праздник, то едва ли нам стоит принимать участие в этих празднованиях. Окружающий мир нуждается, чтобы мы преображали его, указывали ему на Христа, а не просто плыли по течению. Празднуя гражданский Новый год мы призваны так его отмечать, чтобы окружающий мир захотел перенять наши традиции, но не наоборот!

А если в этот день так случилось, что мы хотели бы праздновать Новый Год, но нам просто не с кем? В таком случае, это отличный вариант, чтобы отметить Новый Год с Лучшим Другом – Самим Иисус Христом. Поблагодарить Его за прошедший год и наступающий. Поделиться своим одиночеством и всем, что есть на душе. И, конечно. исповедовать Ему свою веру и надежду, что следующий год будет лучшим: «Господи, мы верим, что 2022-ой год будет лучшим годом, Ты откроешь новые двери и закроешь ненужные! Ты приведешь в нашу жизнь добрых людей и уберешь злых! Ты ответишь на наши прошения и освободишь от тех трудностей, которые парализуют нашу жизнь! Ты преобразишь нас и дашь еще больше причаститься той жизни с избытком, которую приготовил нам Иисус! Ты будешь использовать нас, чтобы имя Твое прославилось по всей земле!»