Новогодние праздники как подготовка к Рождеству
В нашем «(Пост)новогоднем размышлении» мы уже упоминали о том, что в древней Месопотамии Новый год воспринимался не только как праздник, но и как день божественного суда. Считалось, что боги заново вручают власть царю; зачитывалась поэма «Эну́ма э́лиш», повествующая о происхождении мира. Подразумевалось, что в начале года мир как бы создается заново. Соответственно, новый год не был «оптимистическим» праздником: встречая новый год, люди ждали божественной милости.
Похожую и в чем-то более сложную картину мы находим в Священном Писании.
Библейский новый год наступал весной, первого нисана. Давая Моисею наставление о Пасхе, Господь говорит: «Месяц сей да будет у вас началом месяцев, первым да будет он у вас между месяцами года» (Исх. 12:2). Через две недели после этой даты совершался главный праздник ветхозаветного календаря — праздник Пасхи, в который вспоминался божественный суд над египтянами и избавление еврейского народа.
Но, помимо этого, ветхозаветный календарь знал еще одно торжественное событие — праздник труб, который совершался в первый день осеннего месяца тишри. В последующей еврейской традиции (в первые века нашей эры, но, возможно, и раньше) этот праздник получил название рош ха-Шана, «глава года», то есть он приобрел статус новогоднего празднования. А уже на десятый день после праздника труб наступал страшный День искупления, когда первосвященник входил во Святое святых храма с жертвенной кровью и выступал ходатаем за весь народ, который в это время пребывал в трепете и посте, то есть полном воздержании от пищи и питья.
Соответственно, осенний день Нового года стал днем, предваряющим судный день. Днем, в который надлежало задуматься о том, что наступающий год определяется божественным судом.
Мы часто сетуем на то, что из-за различия в календарях Новый год во многих странах отмечается раньше православного Рождества Христова. Но, обращаясь к библейским датам Нового года, мы видим, что такое положение дел можно изменить во благо. Новый год по-библейски — это праздник трепета пред Богом, праздник, служащий подготовкой к более великому празднику, когда человек прилагает усилия, предчувствуя переживание божественного присутствия. И в наших силах сделать новогодние дни именно такой трепетной подготовкой к Рождеству Христову, сопровождаемой прошениями о том, чтобы Бог дал нам нам силы в служении Ему в новом году.