Мятеж Корея, Дафана и Авирона. Часть 2: смерть от каждения


Шнорр фон Карольсфельд Юлиус, «Наказание Корея и его сообщников»
Шнорр фон Карольсфельд Юлиус, «Наказание Корея и его сообщников»
Источник: Азбука веры

В прошлой статье мы начали рассматривать мятеж Корея Дафана и Авирона. Мы предположили, что Корей со своими сообщниками претендовали на священство вместо Аарона, а Дафан с Авироном хотели занять место Моисея как предводители народа. Сначала Моисей сказал Корею, что если он со своими сообщниками пройдет испытание и Господь одобрит желание мятежников, то так тому и быть. Когда Моисей понял, что Корей хочет не просто священства, а священства вместо Аарона, то он согласился на то, чтобы Аарон также участвовал в испытании. Испытание на первый взгляд казалось простым: при входе в скинию нужно было взять кадильницу, положить в нее огонь, всыпать курения (ладан). Иными словами, нужно было покадить при входе в скинию собрания. Почему Моисей предложил именно такие условия?

 

Личный храм мятежников

Прежде чем ответить на этот вопрос, проясним некоторые детали. Во-первых, совершать каждение могли только Аарон и его потомки. Тот факт, что у каждого из сообщников Корея была своя кадильница, говорит о том, что их мятеж был спланирован, продуман и подготовлен. По сути, они сами изготовили себе кадильницы, чтобы потом претендовать на священство. Во-вторых, вполне вероятно, что они соорудили даже свою собственную скинию. Почему так? После того, как Корей со своими сообщниками пришли к входу в скинию собрания,

«явилась слава Господня всему обществу. И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря: отделитесь от общества сего, и Я истреблю их во мгновение. Они же пали на лица свои и сказали: Боже, Боже духов всякой плоти! Один человек согрешил, и Ты гневаешься на все общество? И сказал Господь Моисею, говоря: скажи обществу: отступите со всех сторон от жилища (מִשְׁכָּן) Корея, Дафана и Авирона. И встал Моисей, и пошел к Дафану и Авирону, и за ним пошли старейшины Израилевы. И сказал обществу: отойдите от шатров (אָהֳלֵ֙י) нечестивых людей сих, и не прикасайтесь ни к чему, что принадлежит им, чтобы не погибнуть вам во всех грехах их. И отошли они со всех сторон от жилища (מִשְׁכָּן) Корея, Дафана и Авирона; а Дафан и Авирон вышли и стояли у дверей шатров своих (אָֽהֳלֵיהֶ֔ם) с женами своими и сыновьями своими и с малыми детьми своими» (Числ. 16:19-27).

Мы видим, что текст говорит про жилище (מִשְׁכָּן единственное число) Корея, Дафана и Авирона, а также про шатры (אֹהָלִֽים множественное число) Дафана и Авирона. Слово מִשְׁכָּן в Священном Писании чаще всего используется для обозначения скинии встречи (в Синод. переводе «собрания). В целом, в Писании скиния встречи чаще всего обозначается двумя словами: מִשְׁכָּן (можно перевести как «скиния») и אֹ֥הֶל מוֹעֵֽד (можно перевести как «шатер встречи»). В Синодальном переводе, к сожалению, присутствует путаница, поскольку, когда речь идет о скинии встречи, то и מִשְׁכָּן, и אֹ֥הֶל переводится как «скиния».

В Исх. 40:2 мы читаем: «В первый месяц, в первый день месяца поставь скинию собрания» (אֶת־מִשְׁכַּ֖ן אֹ֥הֶל מוֹעֵֽד). Мы видим, что в оригинале в данном случае используются оба слова, однако в Синодальном переводе это вовсе упущено (это не единственное место, где присутствует такая проблема). В современном переводе РБО этот стих звучит так: «В первый день первого месяца поставь Скинию — Шатер Встречи». Такой вариант правильней.

Слушайте книгу Числа в профессональной озвучке на портале «Иисус».

Эти подробности приведены для того, чтобы показать, что слово מִשְׁכָּן обычно переводится как «скиния», и поэтому вполне вероятно, что Корей со своими сообщниками, готовясь захватить священство, соорудили и собственную скинию. Таким образом можно объяснить, почему «жилище» (скиния /  מִשְׁכָּן) стоит в единственном числе и называется Кореевым, Дафаном и Авироновым, а «шатры» אֹהָלִֽים — во множественном числе и не называются Кореевыми.

 

Опасность Бога

Стоять перед Богом — это не только огромная привилегия, но и опасность. После того, как народ был наказан за поклонение золотому тельцу, Господь сказал Моисею: «Пойди, иди отсюда ты и народ… и пошлю пред тобою Ангела… ибо Сам не пойду среди вас, чтобы не погубить Мне вас на пути, потому что вы народ жестоковыйный» (Исх. 33:1–3). Близость Бога к грешному человеку означала смерть. Пророк Исаия, увидев Бога, подумал, что умрет (Ис. 6 гл.).

Но Господь хочет, чтобы мы жили в Его присутствии, и ради этого он установил несколько правил. В день Искупления первосвященник должен был совершать следующий обряд:

«Возьмет горящих угольев полную кадильницу с жертвенника, который пред лицом Господним, и благовонного мелко истолченного курения полные горсти, и внесет за завесу; и положит курение на огонь пред лицом Господним, и облако курения покроет крышку, которая над ковчегом откровения, дабы ему не умереть» (Лев. 16:12–13).

Мы видим, что каждение (создание облака дыма) — один из способов сделать Божие присутствие рядом с грешником безопасным.

Проверьте, насколько хорошо вы знаете Пятикнижие Моисея.

 

Бог в огне и дыме

Примечательно, что еще до золотого тельца Господь шел вместе со своим народом «в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им, дабы идти им и днем и ночью» (Исх. 13:21). Подобный образ мы также встречаем, когда Господь сходит на гору Синай: «Гора же Синай вся дымилась оттого, что Господь сошел на нее в огне; и восходил от нее дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась» (Исх. 19:18).

В другом месте Писания этот столп назван одновременно как огненным, так и облачным: «И в утреннюю стражу воззрел Господь на стан Египтян из столпа огненного и облачного и привел в замешательство стан Египтян» (Исх. 14:24). Интересно и то, что пророк Иезекииль видел славу Божию подобным образом: «И я видел, и вот, бурный ветер шел от севера, великое облако и клубящийся огонь, и сияние вокруг него» (Иез 1:4. О том, что это было видение славы Божьей см.: Иез. 2:1).

Таким образом можно предположить, что Господь шел со своим народом в виде огня, а дым был символом Божией защиты. Огонь указывал на уничтожающе-очистительную силу Божиего присутствия, а облако указывало на то, что Господь защищает евреев, в том числе и от опасности Своего присутствия. Однако днем не было видно огня, а ночью — не было видно облака.  

Несколько слов об устройстве скинии, которая указывала на Божие присутствие среди своего народа. Святое святых, самое интенсивное место Божиего присутствия, отгораживалось от остальной части скинии завесой. И перед этой завесой находился жертвенник курений, на котором нужно было воскурять ладан каждое утро и каждый вечер (Исх. 30:6–8). Иными словами, на этом жертвеннике постоянно поддерживалось облако дыма. Учитывая символику дыма, мы понимаем, что этот обряд означал Божие присутствие в безопасном для людей покрове.

 

Итог: Божия кара 

Таким образом, когда Моисей предложил в качестве испытания на достоинство священства «просто» покадить перед скинией встречи — это был сильный вызов. Нужно было предстать перед Богом и выдержать Его присутствие, оградившись лишь облаком дыма. Мы знаем, что законный первосвященник раз в год таким образом мог выживать после вхождения в самое интенсивное место Божиего присутствия — Святое Святых. Моисей занизил планку для мятежников, им нужно было покадить лишь у входа в скинию. Но это все еще было рискованно, ведь они должны были кадить не у входа в двор скинии, а у нее самой. Напомним, что только левиты могли входить в двор скинии. И, как мы знаем, никто из мятежников не пережил интенсивности Божиего присутствия: «И вышел огонь от Господа и пожрал тех двести пятьдесят мужей, которые принесли курение» (Числ. 16:35). И даже каждение им не помогло.

Подводя итог, можно сказать, что священные символы, данные Богом, будут работать только в том случае, когда мы ведем соответствующую жизнь.

С другими статьями автора можно ознакомиться на его телеграм-канале.