Молчащий и говорящий Бог


Сотворение ангелов. Мозаика в соборе Монреале
Сотворение ангелов. Мозаика в соборе Монреале
Источник: Wikimedia Commons

Почему Бог творит словом? Разные авторы по-разному отвечали на этот вопрос. Одни отмечали, что слово Бога — это указание на Божественный Логос, вторую ипостась Троицы. Бог творит через Слово, то есть через Сына.

Но возникает иной вопрос: почему Библия не говорит о том, что Бог творит словом с самого начала? Почему ничего не говорится о творческом слове, когда речь идет о небе и земле, воде и бездне в первых двух стихах книги Бытия?

Оригинальный ответ на этот вопрос дал христианский автор Феодор Мопсуестийский (ок. 350-450 гг.) Это автора часто считают буквалистом, однако его объяснение едва ли можно назвать буквальным. «Первые природы», упомянутые в Быт. 1:1-2, были сотворены в безмолвии, ибо Бог не нуждается в речи для творения. Среди этих природ были не только стихии, но и ангелы. И когда появились ангелы, Бог ради них стал творить словом. Благодаря этому ангелы познали, кто они и Кто их сотворил.

Библия в самом деле говорит о том, что ангелы были свидетелями творения и реагировали на происходящее. В книге Иова (по греческому переводу) сказано: «Когда Я сотворил звезды, восхвалили Меня все ангелы и прославили» (Иов.38:7).

Об этом красочно говорит святитель Иоанн Златоуст, друг Феодора:

«Они видели, как произошло небо из небытия, и ужасались; видели, как отделено море, и удивлялись; созерцали украшаемую землю, и трепетали. А что ангелы не были помощниками, а были дивившимися зрителями, об этом говорит Бог Иову…»

Мысль о том, что Бог стал творить словом ради научения ангелов, получила распространение в сирийской традиции. Как отмечает исследователь этой традиции Ю. В. Фурман, Нарсай (V в.) и Иоанн бар Пенкайе (VII в.) даже пишет о том, что первое время после своего сотворения ангелы были как бы «в пеленках», пребывая в неведении о том, кто они и как они возникли, — и только услышав Бога, творящего свет, стали понимать свое происхождение. О разделении природ, сотворенных в молчании, и природ, сотворенных словом, упоминает и преподобный Исаак Сирин (VII в. — нач. VIII в.).

Читайте также: Бог как Мать.