Медный змей и змей-обольститель


Грехопадение Адама и Евы. Византийская мозаика Палатинской капеллы в Палермо. XII век
Грехопадение Адама и Евы. Византийская мозаика Палатинской капеллы в Палермо. XII век
Источник: Демид / Fotoload

Ядовитый змей

Книга Чисел рассказывает о том, как Моисей сделал медного змея и таким образом избавил народ от гибели. Напомним это повествование:

«6 И послал Господь на народ ядовитых змеев (הַנְּחָשִׁ֣ים הַשְּׂרָפִ֔ים), которые жалили народ, и умерло множество народа из Израилевых.
7 И пришел народ к Моисею и сказал: согрешили мы, что говорили против Господа и против тебя; помолись Господу, чтоб Он удалил от нас змеев (הַנָּחָ֑שׁ). И помолился Моисей о народе.
8 И сказал Господь Моисею: сделай себе змея (שָׂרָ֔ף) и выставь его на знамя, и ужаленный, взглянув на него, останется жив.
9 И сделал Моисей медного змея (נְחַ֣שׁ נְחֹ֔שֶׁת, «нехаш нехошет») и выставил его на знамя, и когда змей ужалил (נָשַׁ֤ךְ הַנָּחָשׁ «нашах ганахаш») человека, он, взглянув на медного змея (נְחַ֥שׁ הַנְּחֹ֖שֶׁת «нехаш ганехошет»), оставался жив» (Числ. 21:6-9).

Поясним слова, приведенные в еврейском оригинале:

  1. Внимание привлекает созвучие слов (приведена транслитерация на русском языке).
  2. Только в 6-м стихе слово «змеи» используется во множественном числе.
  3. Для обозначения «змей» используются разные слова. В 6-м стихе הַנְּחָשִׁ֣ים הַשְּׂרָפִ֔ים («ядовитые» / «огненные змеи»), в 7-м и 9-м — נָּחָשׁ («змей»), в восьмом שָׂרָ֔ף (огненный).

Возникает вопрос: связана ли эта история со змеем-обольстителем в Едемском саду и, если да, та каким образом? Использование автором священного текста в данном случае слова נָּחָשׁ («змей» в ед. числе) для описания напавших ядовитых змей (הַנְּחָשִׁ֣ים הַשְּׂרָפִ֔ים), дает однозначно положительный ответ. 

 

Змей и Крестовоздвижение

Проанализируем текст богослужебного песнопения, автор, которого, скорее всего, имел дело только с греческим переводом Писания — Септуагинтой. В рассказе о медном змее (Числ. 21:6-9) Септуагинта использует одно слово для обозначения змей — ὄφις. В 6 стихе — ὄφεις τοὺς θανατοῦντας — «смертельные змеи». Однако в 7-м и 9-м стихах эти змеи также обозначаются в единственном числе, что делает связь этого повествования со змеем-обольстителем в Едемском саду очевидной.

Читайте также: Змей как прообраз Христа. Исследование митрополита Илариона.

Перейдем к анализу богослужебного текста. Второй тропарь первой песни канона праздника Воздвижения Креста Господнего звучит так:

Возложи Моисей на столпе врачевство, тлетвориваго избавление и ядовитаго угрызения, и древу образом Креста по земли пресмыкающагося змия привяза, лукавный в сем обличив вред. Тем Христу поим, Богу нашему, яко прославися. Возложил Моисей на столпе лекарство, избавлявшее от губительного и ядовитого уязвления, и поперек к дереву, образу Креста, по земле пресмыкающегося змея привязал, восторжествовав через то над бедствием; потому воспоем Христу Богу нашему, потому что Он прославился.

Согласно богослужебному тексту, Моисей привязал к дереву «по земле пресмыкающегося змия» (τὸν πρὸς γῆν συρόμενον ὄφιν), при том, что согласно Писанию, Моисей выставил на знамя сделанного им же медного змея. Также возникает вопрос, почему автор текста пишет, что Моисей привязал змея к дереву (καὶ ξύλῳ ὄφιν προσέδησεν), хотя в тексте Писания Моисей поставил его на знамя (ἔστησεν αὐτὸν ἐπὶ σημείου)?

Вероятно, автор текста пишет, что Моисей привязал пресмыкающегося змия, чтобы сделать отсылку к змею в Едеме, который был проклят Богом на пресмыкание по земле: «Ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей» (Быт. 3:14). Относительно «привязал» вместо «поставил» можно предположить, что автор таким образом обозначил полное ограничение действий змея (если пресмыкающееся привязать, оно уже не может ничего сделать, даже пошевелиться). Конечно, для автора богослужебного текста эта история служит лишь прообразом того, что произошло на Кресте, на котором был распят Иисус Христос: «К дереву, образу Креста».

 

Итог

Учитывая вышеприведенный текст, связь между повествованием о медном змее (Числ. 21:6-9) и змеем-обольстителем в Едеме можно объяснить следующим образом: когда Моисей поставил змея на знамение, он тем самым прообразовал то, как Иисус Христос, взойдя на крест, полностью обездвижит дьявола, привязав его к дереву креста. Претерпев распятие, Иисус Христос также стал «Лекарством». Веруя в Него, мы получаем исцеление от прародительного греха (ядовитого уязвления). Таким образом Иисус Христос «восторжествовал над бедствием», которое змей-дьявол нанес роду человеческому.

Будем благодарить Спасителя, Великого Бога Иисуса Христа за то, что Он Своими страданиями и Воскресением низложил змея-обольстителя! Будем благодарить не только нашими устами, но и проводя жизнь, соответствующую такой торжественной победе!

С другими статьями автора можно ознакомиться на его телеграм-канале.