Кто такие «сыны Божии»?


Ангел Господень. Фреска церкви Святого Георгия в Призрене, Косово, Сербия. XVI век
Ангел Господень. Фреска церкви Святого Георгия в Призрене, Косово, Сербия. XVI век
Источник: Демид / Fotoload

Ангелы как семья Бога 

В Писании слово «сын» указывает на потомка, семейное родство (Исаак, сын Авраама=Исаак, потомок Авраама) и принадлежность к классу (сын человеческий=принадлежащий к классу «человек»). Такое понимание тесно взаимосвязано между собой: потомок Авраама (человека), конечно же и принадлежит к классу «человек». Соотнося это с «сынами Божиими / Бога (אלהים, «элогим»)», не трудно понять, кто подразумевается под ними: личности, принадлежащие к классу «אלהים», то есть, «божественному». Иными словами, «сыны Божии» — это личности, принадлежащие к классу бестелесных, это представители духовного мира. Таким образом, термины אלהים («элогим») и «сыны Божии» могу использоваться взаимозаменяемо.

Приведем несколько примеров из Писания. В псалме мы читаем: «Ибо кто на небесах сравнится с Господом? Кто между сынами Божиими уподобится Господу?» (Пс. 88:7). Учитывая библейский параллелизм, мы видим отождествление «небес» с «сынами Божиими». В другом псалме мы читаем: «Воздайте Господу, сыны Божии, воздайте Господу славу и честь» (Пс. 29:1). Господь спрашивал Иова: «На чем утверждены основания земли, или кто положил краеугольный камень ее, при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости? (Иов. 38:6–7). Этот текст также используется в качестве аргумента, что бестелесные личности были сотворены прежде физического мира. Также в книге Иова мы читаем: «И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана» (Иов 1:6: 2:1). Примечательно, что во Второзаконии мы читаем следующее: «Вы сыны Господа Бога вашего; не делайте нарезов на теле вашем и не выстригайте волос над глазами вашими по умершем» (Втор. 14:1). Мы видим, что когда речь идет о том, что люди также являются детьми Божиими, то в Писании используется хоть и похожее выражение на «сыны Божии», но все же другое. 

Для чего авторы Писания используют выражение «сыны Божии»? Вполне вероятно, чтобы сформировать у нас представление о Божией семье. Бестелесные личности — это часть Божией семьи. Христиане также являются Божиими детьми (См. напр.: «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими» — 1 Ин. 3:1). Вполне понятно, почему иногда ангелы называются нашими старшими братьями: христиане и бестелесные силы являются членами одной Божией семьи.

Единородный Сын Божий 

Как Господь (Яхве) уникален среди прочих богов, так и Сын Божий уникален среди прочих сыновей Божиих. «Единородный» — термин, который обычно используется по отношению к Сыну Божьему, Второй Ипостаси Святой Троицы. Слово «Единородный» (μονογενὴς) может указывать не только на единственно рожденного, но и на единственного в своем роде, уникального. И, вполне вероятно, что использование этого термина по отношению к Иисусу Христу указывает именно на Его уникальность как Сына Божиего. Когда мы понимаем, что под сынами Божиими имеются в виду личности, принадлежащие к классу бестелесных, то именование Сына Божьего «Единородным» приобретает более глубокое значении. Он уникален среди других сыновей Божьих. Он такой же Бог, как и Сам Господь (Яхве), в отличие от других сыновей Божиих. 

Сыны Божии и человеческие 

Обратим внимание на еще один текст Писания, в котором упоминаются сыновья Божии: «Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал. И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками, потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет. В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди» (Быт. 6:1-4).

Традиционно считается, что под «сынами Божиими» здесь имеются в виду потомки Сифа, благочестивые люди. Однако такое понимает имеет значительные проблемы. Во-первых, такое понимание не вписывается в другие случаи использования «сыны Божии» в Писании, которые мы привели раньше. Во-вторых, почему от браков благочестивых людей с дочерями человеческими рождались исполины? Почему исполины не рождались от последующих браков между благочестивыми мужчинами и дочерями человеческими? В-третьих, такое понимание не соответствует значению самого выражения «сыны Божии» (личности, принадлежащие к классу «элогим»). Почему здесь под «сынами Божиими» не имеются в виду бестелесные личности? Интимная связь между представителем человечества и представителем духовного мира возможна. Тот факт, что мы верим в рождество от Святого Духа и Девы Марии однозначно говорит о том, что рождение потомков от связи между представителем духовного мира и телесного — это вполне реальные и действительные вещи. Также отметим, что согласно Писанию, представители духовного мира не настолько нематериальны, чтобы не могли взаимодействовать с людьми. Таким образом, едва ли есть действительно проблемы с тем, что представители духовного мира совокуплялись с человеческими женщинами.

Конечно, это было грехом. Примечательно и то, что автор Писания, рассказывая об этом, использует определенный набор действий, который мы встречаем и в истории грехопадения в Эдемском саду: увидел хорошее и взял:

«И увидела (ראה) жена, что дерево хорошо (טוֹב) для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла (לקח) плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел» (Быт. 3:6). «Сыны Божии увидели (ראה) дочерей человеческих, что они хороши (טוֹב), и взяли (לקח) их себе в жены, какую кто избрал» (Быт. 6:2).

Таким образом, если в Быт. 3 гл. описан мятеж человека против Бога, то в Быт. 6 гл. описан мятеж духовного мира (сынов Божьих), как минимум второй.

Прежде чем поговорить о последствия этого мятежа сыновей Божиих, важно несколько слов сказать о литературных памятниках периода Второго храма. Сюда относятся так называемые «неканонические книги Священного Писания», а также ряд других книг. Для современников Иисуса Христа литературные памятники периода Второго храма были так же важны, как для православного христианина святоотеческое наследие. Несмотря на то, что эти памятники не имеют статуса «Писания», обращение к ним способствует лучшему пониманию того, о чем говорится в Писании. Более того, новозаветные авторы Писания не только обращались к этим книгам, но и цитировали их.

Так вот, из одной из этих книг — книги Еноха — мы узнаем, насколько пагубные последствия имела связь людей и мятежных небесных сил. На некоторые подробности этого события из книги Еноха ссылаются авторы Нового Завета. Примечательно и то, что некоторые важные раннехристианские авторы, а именно свщмч. Ириней, свщмч. Климент, Тертуллиан и Ориген либо поддерживали книгу Еноха как достойную канонического статуса, либо считали ее авторитетной в некоторых вопросах истины и доктрины. Апостолы также читали эту книгу и, как будет ниже продемонстрированно, Святой Дух через них показал ее авторитетность.

Приведем выдержку из книги Еноха относительно интересуемой нас истории.

И случилось, — после того как сыны человеческие умножились в те дни, у них родились красивые и прелестные дочери. И ангелы, сыны неба, увидели их и возжелали их, и сказали друг другу: «давайте выберем себе жен в среде сынов человеческих и родим себе детей»! И Семъйяза, начальник их, сказал им: «я боюсь, что вы не захотите привести в исполнение это дело и только я один должен буду искупать тогда этот великий грех». Тогда все они ответили ему и сказали: «мы все поклянемся клятвою и обяжемся друг другу заклятиями – не оставлять этого намерения, но привести его в исполнение». Тогда поклялись все они вместе, и обязались в этом все друг другу заклятиями: было же их всего двести. И они опустились на Ардис, который есть вершина горы Ермон; и они назвали ее горою Ермон, потому что поклялись на ней и изрекли друг другу заклятия… И они взяли себе жен, и каждый выбрал для себя одну; и они начали входить к ним и смешиваться с ними, и научили их волшебству и заклинаниям, и открыли им срезывание корней и деревьев. Они же зачали и родили великих исполинов, и росли они по мере величия своего. Они пожирали труд всех сынов человеческих, и люди не могли их прокормить. И стали великаны убивать людей и пожирать их. И стали они грешить против птиц и зверей, и гадов, и рыб, и пожирать плоть друг друга. И пили кровь. И тогда земля возвела обвинение на беззаконников. И тогда сетовала земля на нечестивых. И Азазел научил людей делать мечи, и ножи, и щиты, и панцири, и научил их видеть, что̀ было позади их, и научил их искусствам, — запястьям, и предметам украшения, и употреблению белил и румян, и украшению бровей, и употреблению драгоценнейших и превосходнейших каменьев, и всяких цветных материй и металлов земли. И явилось великое нечестие и много непотребства, и люди согрешили, и все пути их развратились. Амезарак научил всяким заклинаниям и срезыванию корней, Армарос — расторжению заклятий, Баракъал — наблюдению над звездами, Кокабел — знамениям; и Темел — научил наблюдению над звездами, и Асрадел научил движению луны. И когда люди погибли, они возопили, и голос их проник к небу.

Затем в книге Еноха рассказывается о том, как Михаил, Гавриил, Суръйян и Уръйян, видя нечестие, происходящее на земле, взмолились к Богу. В ответ Господь сказал Руфаилу: «Свяжи Азазела по рукам и ногам, и положи его во мрак; сделай отверстие в пустыне, которая находится в Дудаеле, и опусти его туда. И положи на него грубый и острый камень, и покрой его мраком, чтобы он оставался там навсегда, и закрой ему лицо, чтобы он не смотрел на свет! И в великий день суда он будет брошен в жар (в геенну). И исцели землю, которую развратили ангелы, и возвести земле исцеление, что Я исцелю ее и что не все сыны человеческие погибнут чрез тайну всего того, что̀ сказали стражи и чему научили сыновей своих; и вся земля развратилась чрез научение делам Азазела: ему припиши все грехи!»… И Михаилу Бог сказал: «Извести Семъйязу и его соучастников, которые соединились с женами, чтобы развратиться с ними во всей их нечистоте. Когда все сыны их взаимно будут избивать друг друга и они увидят погибель своих любимцев, то крепко свяжи их под холмами земли на семьдесят родов до дня суда над ними и до окончания родов, пока не совершится последний суд на всю вечность. В те дни их бросят в огненную бездну; на муку и в узы они будут заключены на всю вечность» (Источник).

На особенности наказания мятежных сыновей Божиих из этого повествования книги Еноха ссылаются апостолы Петр (2 Пет. 2:4) и Иуда (1:6). Первостепенно должно отметить, что вторая глава второго послания апостола Петра довольно сильно перекликается с посланием апостола Иуды. Оба тексты посвящены обличению лжеучителей. Существует предположение, что это были одни и те же люди. Отличия их характеристики в обоих посланиях обусловлены тем, что апостол Петр писал язычникам, а апостол Иуда евреям. В пользу этого говорит то, что апостол Иуды еще ссылается на книгу Вознесение Моисея, а апостол Петр умалчивает о споре архангела Михаила с дьяволом. На текст из книги Еноха о том, как Господь наказал мятежных сыновей Божьих, оба апостолы ссылаются в качестве примера того, что согрешающие получат возмездие за свои дела. Приведем тексты:

Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель…Ибо, если Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания…то, конечно, знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания (2 Пет. 2:1-9).

Я хочу напомнить вам, уже знающим это, что Господь, избавив народ из земли Египетской, потом неверовавших погубил, и ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня (Иуд 1:5-6).

Сравнивая это с тем, как Господь наказал «сыновей Божиих» в книге Еноха, параллели довольно очевидны. Здесь стоит также добавить, что формулировка «не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище» полностью соответствует тому, что сделали сыновья Божии, когда начали совокупляться с женщинами. Они не сохранили достоинства быть представителями класса «бог» и добровольно покинули свои жилища, чтобы удовлетворить свои греховные желания.

С другими статьями автора можно ознакомиться на его телеграм-канале.