Кого соберут ангелы?
В предыдущих статьях довольно подробно были рассмотрены стихи из речи Иисуса Христа на Масличной горе. Продолжим анализ.
«И пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их» (Мф. 24:31).
Мы отметили, что перед этим Иисус предсказывал события разрушения Иерусалимского храма вплоть до его непосредственного разрушения. Мы отметили, что разрушение Иерусалима по сути является неличностным пришествием Сына Человеческого в суде над городом. О чем же тогда говорится в этом стихе?
«Рассеяться по четырем ветрам»
Первостепенно отметим, что здесь по-прежнему используется образный язык Ветхого Завета. Выражение «рассеяться по четырем ветрам» (Иер. 9:16; Иез. 5:10, 12; Зах. 2:6 — у пророка Иезекииля «по всем ветрам») указывает на потерю Израилем своего национального единства. Выражение «собраться с четырех ветров / с концов земли» (Ис. 11:12; Иер. 31:8) указывает на возвращение духовного и национального единства богоизбранному народу. Язык фразы «от края небес до края их» параллелен предыдущей фразе: «от четырех ветров». В Священном Писании такой язык часто означает просто «от горизонта до горизонта» (Втор 30:3–4; Неем 1:9; ср. Мф. 8:11).
Примечательно, что версия Втор. 30:4 в Септуагинте почти полностью идентична выражению Мф. 24:31 —ἀπ᾽ ἄκρου τοῦ οὐρανοῦ ἕως ἄκρου τοῦ οὐρανοῦ («от края небес до края небес»). Следовательно, фраза « от четырех ветров, от края небес до края их» по сути означает просто «со всей земли».
Собрание избранных
Примечательно, что мы имеем подтверждения тому, что после разрушения храма христиане действительно собрались в Иерусалиме. Евсевий Кесарийский пишет, что «непосредственно после взятия Иерусалима апостолы и ученики Господни, оставшиеся еще в живых, сошлись отовсюду, по преданию, вместе со сродниками Господа по плоти (многие из них были тогда еще живы) и стали все вместе держать совет, кого счесть достойным преемником Иакова» (Церковная история. 3.11). Епифаний Кипрский пишет:
«Акила1Имеется в виду один из переводчиков Библии на греческий язык, проживая в Иерусалиме, видел и то, что ученики апостольских учеников отличаются верою и совершают великие знамения исцелений и других чудес. Ибо, возвратившись из города Пеллы, они пребывали и учили в Иерусалиме. Когда город Иерусалим имел быть взят Римлянами, то все ученики были предъизвещены от ангела о том, чтобы выселиться из города, который имел погибнуть совсем… А после опустошения Иерусалима, возвратившись в него, они, как я сказал, совершали великие знамения» (О мерах и весах. Гл. 15).
Один из исследователей прошлого столетия, отмечая, что после разрушения храма на его территории действительно начали собираться христиане, отмечает, что «истоки традиций постоянного христианского присутствия в Иерусалиме неясны» (Koester C. R. The origin and significance of the flight to Pella tradition // Catholic Biblical Quarterly. 1989. Vol 51 (1). Р. 106). Поэтому собрание народа Божиего в Иерусалиме после его разрушения действительно происходило.
Таким образом мы видим, что возможность исполнения этого пророчества непосредственно после падения Иерусалима имеет сильную аргументацию и историческое подтверждение того, что оно действительно сбылось, как об этом предсказал Иисус Христос.
Кто такие ангелы
Слово ἀγγέλους («ангелов» — Мф. 24:31) не обязательно указывает на бесплотных существ. В контексте Священного Писания оно неоднократно используется для обозначения человеческих вестников (Суд. 11:14; 1 Цар. 11:9; 3 Цар. 21:9; Иак. 2:25 и др.). Именно таким словом обозначены ученики Иисуса, которых Он послал в самаритянскую деревню, чтобы они приготовили там все необходимое (Лк. 9:52; сравн. Мф. 11:10). Поэтому вполне возможно, что здесь речь идет о человеческих вестниках — апостолах и их последователях, которые своей проповедью Евангелия собрали всех избранных вокруг Иисуса после разрушения Иерусалимского храма.
Таким образом Иисус в корне изменил надежду Израиля. Если раньше Иерусалимский храм был центром собрания избранного народа, то теперь это собрание нового народа Божиего будет вокруг Сына Человеческого.
Брачный пир и смоковница
В притче о брачном пире (Мф. 22:1–14. сравн. Лк. 14:16–24) Иисус Христос учит, что царь послал своих рабов призвать всех на брачный пир только после того,как наказал недостойных званых — то есть после разрушения Иерусалима:
«Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их. Тогда говорит он рабам своим: "брачный пир готов, а званые не были достойны; итак, пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир"».
Таким образом, пророчество Иисуса Христа о собрании избранных относится к событиям сравнительно беспрепятственной (евреи потеряли свою силу и власть и уже не могли препятствовать проповеди Евангелия) евангельской проповеди, которая последовала после разрушения храма.
Последующая притча Иисуса Христа о смоковнице (Мф. 24:32-33) довольно гармонично вписывается в общий контекст приведенного понимания речи Иисуса Христа на Масличной горе:
«От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето; так, когда вы увидите все сие (войны, лжепророки, лжехристы, голод, землетрясения и т. д.), знайте, что близко, при дверях» (разрушение Иерусалима и храма).
Итак, мы видим, что соотнесение анализируемых стихов с разрушением Иерусалима логично, имеет историческое подтверждение и обоснованную аргументацию.
Читайте также: Космические катастрофы — признаки Второго пришествия?
С другими статьями автора можно ознакомиться на его телеграм-канале.