Как пророк искусил пророка
Царь Соломон получил от Бога много даров, но не сохранил своего сердца: он стал участвовать в языческих культах вместе со своими многочисленными женами. За это бóльшая часть его обширного царства была отторгнута от Соломонова сына. Царем отделившихся израильтян стал Иеровоам, который в свое время выполнял работы при строительстве храма.
Бог обещал Иеровоаму благословение и процветание в случае, если Иеровоам сохранит верность Ему. Однако царь, испугавшись, что его подданные будут посещать Иерусалимский храм и в конце концов захотят воссоединиться со своими единоверцами, установил двух золотых тельцов. Иеровоам побуждал народ ходить к этим тельцам на поклонение, считая их изображениями-символами истинного Бога Израилева.
По слову Господа пророк из Иудеи, чье имя не дошло до нас, пришел к Иеровоаму в тот момент, когда царь намеревался совершить курение перед статуей тельца в городе Вефиле. Пророк произнес грозную речь, за которую он, безусловно, должен был лишиться жизни. По слову Божию пророк возвестил знамение, которое подтвердит истинность его слов: «Вот, этот жертвенник распадется, и пепел, который на нем, рассыплется» (1 Цар. 13:3). Услышав такие слова, царь приказал схватить пророка. Можно представить себе, что увидев руку, которую царь гневно протянул к нему, пророк на миг мог испытать человеческий страх: что, если пророка постигнет смерть, прежде чем Бог проявит Свою силу?
Однако рука, простертая к пророку, застыла, а жертвенник распался. Царю пришлось просить пророка, чтобы тот походатайствовал о нем перед Богом. По молитве пророка совершилось второе чудо: рука царя исцелилась.
Для пророка это был момент торжества. Он возвестил волю Божию могущественному властителю, прилюдно обличил царя — и его правота была прилюдно доказана страшными божественными знамениями. Прославленному пророку осталось малое — спокойно вернуться домой.
И тут мы сталкиваемся с удивительным библейским сюжетом: в самый непредвиденный момент вера пророка подвергается испытаниям, причем испытывает его на этот раз не грозный царь, а такой же пророк.
Когда исцеленный Иеровоам пригласил пророка в дом и обещал ему подарок, Божий служитель отказался: «Хотя бы ты давал мне полдома твоего, я не пойду с тобою и не буду есть хлеба и не буду пить воды в этом месте, ибо так заповедано мне словом Господним: "не ешь там хлеба и не пей воды и не возвращайся тою дорогою, которою ты шел"» (1 Цар. 13:8–9). Бог запретил пророку останавливаться в Вефиле. Пророк не мог ослушаться. Казалось бы, это легко, когда Сам Бог сказал тебе, что Он от тебя хочет.
Но в Вефиле жил другой человек Божий, который, услышав обо всех удивительных событиях этого дня, догнал пророка и стал звать его к себе домой. Пророк вновь отказывался, на что человек Божий сказал: «И я пророк такой же, как ты, и Ангел говорил мне словом Господним, и сказал: "вороти его к себе в дом; пусть поест он хлеба и напьется воды"» (3 Цар. 13:18).
Время от времени многим из нас приходят такие мысли: вот если бы Бог лично открыл мне Свою волю, то у меня не было бы никаких сомнений! Но мы видим, что пророк, получивший указание от Бога, засомневался: а вдруг воля Бога изменилась? Вдруг прозорливец из Вефиля говорит правду? И пророк поверил вефильскому прозорливцу больше, чем Богу. Результатом ослушания оказалась его гибель по дороге домой.
Человек Божий из Вефиля искушал пророка не со зла. Возможно, он исполнил волю Божию: испытал праведника, — примеры таких испытаний мы знаем из Библии. Когда пророк не выдержал испытание и погиб, человек Божий горько оплакивал пророка и похоронил его в своей могиле. Свое собственное тело прозорливец завещал похоронить вместе с телом погибшего пророка.
Эта история, по-ветхозаветному тяжелая, учит нас двум вещам.
Первое, и мы уже обратили на это внимание: даже человек, получающий откровение от Бога, может сомневаться. И наоборот, вера может быть живой и без чудес. Вспоминаются слова Христа: «Если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (Лк. 16:31).
Второе: каким бы авторитетным и праведным ни был наш собеседник, выбор принимаем мы сами, и за поступки мы отвечаем сами. Нельзя довериться другому человеку больше, чем собственной совести. Пророк из нашей истории с легкостью отверг соблазн, исходивший от неправедного царя, но поддался искушению, исходившему от праведника. Когда мы слышим мнение тех, кого уважаем, легко поверить другому человеку больше, чем себе. А Священное Писание снова и снова говорит нам: никто не может встать между Богом и человеком, чье сердце открыто Ему.