Как преодолеть искушение — подсказка от праведника
Мы уже рассказали, что завидовать благоденствующим нечестивцам — нормально. Сегодня рассказываем, как с этим бороться.
Рассматривая свидетельства Священного Писания о псалмопевце Асафе, мы увидели, что он был особым левитом, который стремился всецело посвятить себя Господу. Это подтверждается и его псалмами, в которых можно найти некоторые биографические сведения о нем. Продолжим рассматривать 72-й (73-й в масоретском исчислении) псалом, надписание которого указывает на Асафа.
Искушение
Из последних стихов псалма мы узнаем, насколько сильно Асаф преуспел в добродетелях. Он так свидетельствует свою любовь к Богу:
«Кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле. Изнемогает плоть моя и сердце мое: Бог— твердыня сердца моего и часть моя вовек» (Пс. 72:25-26).
Мы видим, что псалмопевец так устремился к Богу, что почитал за ничто не только все земное, но даже и небесное. Но если читать псалом с самого начала, едва ли можно подумать, что его автор — действительно великий праведник.
Увидев благоденствие нечестивых, автор псалма признается, что у него едва не пошатнулись ноги, едва не поскользнулись стопы (2 ст.). В следующем стихе Асаф также откровенен относительно своего духовного состояния: «Я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых» (3 ст.). Более того, описывая благоденствие нечестивых, псалмопевец признается, что у него возникал соблазн отказаться от своего непорочного образа жизни и уподобиться нечестивым (ст. 13-15). Благодаря такой откровенности Асафа, мы видим, что и великие праведники иногда падают в грехи, даже при всей их любви к Богу, они подвержены не просто человеческим немощам, но и греховным слабостям. Однако это ни в коем случае не должно служить поводом к их осуждению. Это скорее повод не унывать, когда у нас не получается освободиться от грехов и с новыми силами устремляться к Богу. Ведь оказывается, даже великим праведникам была знакома эта борьба.
Борьба
Мы видим, что источником искушения для Асафа было видимое благоденствие нечестивых. Положение усугублялось и тем, что за свой благочестивый образ жизни псалмопевец был вынужден подвергаться «ранам всякий день и обличениям всякое утро» (14 ст.). Более того, Асаф даже не мог искренне поделиться переживаниями с друзьями, ведь такие рассуждения расценивались бы как измена перед родом сынов Божиих (15 ст.). Асаф признает, что ему было трудно понять это (16 ст.). Однако ситуация резко изменилась, когда он вошел в святилище Божие и уразумел конец нечестивых (17 ст.). Мы не можем с уверенностью сказать, что именно произошло в святилище Божием и сыграло ключевую роль в преодолении искушения. Возможно, он услышал тексты Писания, свидетельствующие о мимолетном благоденствии нечестивцев и ужасном их конце (например, Книгу Иова или 35-й псалом). Возможно, он получил личное откровение от Бога, которое и решило его затруднение. Вполне вероятно, что это откровение явилось не сразу.
Победа
Дальше псалмопевец описывает конец нечестивых (ст. 18-20): «Так! на скользких путях поставил Ты их и низвергаешь их в пропасти. Как нечаянно пришли они в разорение, исчезли, погибли от ужасов»! Несмотря на настоящее или даже прошедшее время в тексте, описываемые события, скорее всего, относятся к будущему. Во-первых, такой прием характерен для псалмов (например, в 3-м псалме мы видим, что Давида окружают многие враги, но в то же время он исповедует, что Господь уже поразил их). Во-вторых, Асаф ставил перед собой цель уразуметь (16 ст.), почему происходит такая жестокая несправедливость — нечестивые благоденствуют, а праведники страдают. В течение всего псалма он ни разу не молится, чтобы Господь воздал нечестивцам по их делам. И наконец отметим, что Асаф сам говорит, что его проблема решилась, когда он уразумел конец их, а не когда увидел его своими глазами.
Далее Асаф смотрит на свой опыт преодоления искушения с высоты уже достигнутой победы. Псалмопевец описывает свою прошедшую борьбу следующим образом: «Кипело сердце мое и терзалась внутренность моя, я был невежда и не разумел; как скот был я пред Тобою» (ст. 21-22). Некоторым этот опыт знаком. Когда Господь посылает огненные испытания, боль может раздирать душу, а попытки понять происходящее терпят неудачу. Дальше Асаф делится тем, как проходил свою борьбу во время постигшего его испытания: «Я всегда с Тобою» (Богом) (23 ст.). Мы видим, что во время борьбы Асаф главным образом старался сохранить свои отношения с Богом, то есть, уклоняться от грехов. Он падал, однако это не помешало ему всегда быть с Богом.
Справедливо предположить, что Господь в первую очередь смотрит на наши намерения и стремления. И когда мы хотим быть с Ним, но, проходя искушения, падаем, Он не лишает нас милости Своего присутствия.
Асаф завершает псалом следующим исповеданием: «А мне благо приближаться к Богу! На Господа Бога я возложил упование мое, чтобы возвещать все дела Твои» (28 ст.). Учитывая исторический контекст жизни Асафа, следует отметить, что для него «войти в святилище Божье» (17 ст.) в значительной степени соответствовало «всегда быть с Богом» (23 ст.) и «приближаться к Богу» (28 ст.). Из этого можно извлечь следующий урок: во время испытаний нужно использовать возможность быть с Богом — даже если мы будем чувствовать себя недостойными приходить к Отцу.
Итог
Итак, чему же учит нас история Асафа? Во-первых, с Господом можно и нужно быть искренним до самых глубин души. Он не ждет от нас «правильных слов», а готов слушать даже ту правду, которую не могут принять люди. Во-вторых, грех еще не означает поражение. Даже у великих праведников не всегда получалось преодолевать испытания непорочно. Однако это не отменяло того факта, что они выходили из испытания победителями. В-третьих, во время испытания нужно особенно дорожить возможностью быть с Богом. В свое время Господь обязательно пошлет ответ, поэтому нужно довериться Ему и всегда быть наготове.
Читайте также: Псалом 136: толкование.