Как Крещение Господне помогло нашему спасению?
Отпуст на праздник Крещения Иисуса Христа начинается следующими словами: «Иже во Иордане креститися изволивый от Иоанна нашего ради спасения, Христос, истинный Бог наш». Примечательно, что не на все отпусты Господских праздником содержится указание «нашего ради спасения» (например, Преображение, Вознесение, Пятидесятница).
Очевидно, что Рождество, страдания и Воскресение Сына Божьего совершены ради нашего спасения. Но почему в этом списке Крещение?
Почему Крещение важно
Прежде чем перейти к непосредственному ответу, отметим, что евангельское повествование Иоанна Богослова сильно отличается от евангельских повествований Матфея, Марка и Луки. Немногие события из земной жизни Иисуса Христа были описаны каждым евангелистом. Это события страстной седмицы (в том числе торжественный вход в Иерусалим), Крещение и чудесное насыщение пяти тысяч людей. Вполне справедливо ожидать, что эти события имеют особо важное значение. Это также подтверждает, что Крещение Иисуса Христа имеет уникальную значимость.
Чего ждал Иисус
Уже в двенадцать лет Иисус вполне мог нести служение. Мы читаем в евангельском повествовании Луки, что в этом возрасте Он остался в храме один, и «все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его» (Лк. 2:46-47). И тем не менее, Спаситель ждет еще около восемнадцати лет, затем принимает Крещение и только после этого идет на проповедь. Таким образом, Спаситель оставляет нам урок, что главным ориентиром для нас должна быть воля Божья. Будучи готовым нести Свою миссию, Он ждал долгих восемнадцать лет и только затем, после известия о благоволении Отца Небесного, пошел ее исполнять. Ждать — это занятие, которое мало кому по душе. При Крещении Иисус показал нам яркий пример того, что «Он сошел с небес не для того, чтобы творить Свою волю, но волю пославшего Его Отца» (Ин. 6:38).
Что заменил Собой Иисус
Но какое отношение это имеем к нашему спасению? Отвечая на этот вопрос, важно напомнить, что сошествие Святого Духа, которое произошло при крещении Иисуса Христа, в Ветхом Завете было связанно с помазанием. Так, например, в книге Царств мы читаем: «И взял Самуил рог с елеем и помазал Давида среди братьев его, и почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после» (1 Цар. 16:13). Об этом также упоминается в хорошо известном пророчестве Исаии: «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение и узникам открытие темницы» (Ис. 61:1).
Примечательно, что именно это пророчество цитирует Спаситель в начале Своего общественного служения (Лук. 4:16-19). О том, что Крещение Иисуса Христа является помазанием, сказал апостол Петр: «Вы знаете происходившее по всей Иудее, начиная от Галилеи, после Крещения, проповеданного Иоанном: „Как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом, потому что Бог был с Ним“» (Деян. 10:37-38).
Важно задать следующий вопрос: «В качестве кого / чего был помазан Иисус?» Евангелист Матфей записал следующие слова Иисуса Христа, которые указывают на цель крещения: «ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3:15). В книге пророка Даниила содержится пророчество, в котором выражается непосредственная связь между приведением правды и помазанием:
«Семьдесят седмин определены для народа твоего и святого города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святой святых» (Дан. 9:24).
Святая святых — особая часть ветхозаветной скинии, которая помазывалась (об этом рассказывает также Исх. 30:26, 40:9). Апостол Матфей, писавший свое Евангелие для евреев, скорее всего, был хорошо знаком с Ветхим Заветом. Учитывая, что в пророчестве Даниила речь идет о правде вечной, которую Христос также пришел исполнить (см. Мф. 3:15), а также о связи между помазанием и крещением Иисуса, вполне вероятно, что евангелист Матфей мог сделать аллюзию на это пророчество.
Получается, что Иисус Христос в крещении был помазан как Святая святых, взамен того, что находилось в иерусалимском храме. Такой вывод может показаться странным, однако не стоит забывать, что Сам Спаситель называл Свое тело храмом (Ин. 2:19-21; сравн. также Откр. 21:22).
Трудно переоценить значение скинии, храма в ветхозаветные времена. Она была видимым знаком присутствия Бога, здесь человек примирялся с Богом, получал прощение. Но Иисус полностью заменил собой скинию. Благодаря Ему мы приходим к Отцу (Ин. 14:6) примиряемся с Богом (2 Кор. 5:19; Кол. 1:22), получаем прощение (Кол. 2:13). И именно при крещении Иисус был помазан, как новый храм, как «подлинное» Святая святых.
Примечательно, что в богослужебных песнопениях праздника мы неоднократно слышим, что при Крещении Спаситель обновил род человеческий, потопил в воде человеческий грех и тому подобное. Строго говоря, это произошло несколько позже, а именно при крестных страданиях и Воскресении Сына Божиего. Однако богослужебные песнопения предвосхищают это окончательное торжество еще при праздновании Крещения Иисуса Христа. Ведь «настоящее» Святая Святых уже помазано! Поэтому Крещение и было совершено ради нашего спасения.
Напоследок отметим, что помазание скинии было завершающим процессом при ее сооружении. Поэтому, с одной стороны, Крещение является кульминацией всех предыдущих событий из жизни Иисуса Христа и отправной точкой для последующих. С другой стороны, это может быть напоминанием каждому из нас, что перед новым начинанием стоит дождаться момента, когда Сам Бог подтвердит Свое благоволение и изольет на нас Святого Духа, тем самым запечатлевая Свое помазание на наше грядущее служение!
Вам также может быть интересно: Чем Крещение похоже на Пасху, а новокрещенный — на древнего царя? Смотрите документальный фильм митрополита Илариона о Таинстве крещения.