Иисус против предания старцев


Джеймс Тиссо, «Люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня»
Джеймс Тиссо, «Люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня»
Источник: Соцсети

В прошлой статье мы отметили отношение Иисуса Христа к «преданию старцев», которое регламентировало в том числе умывание рук. Перейдем к непосредственному анализу евангельского повествования, где повествуется о конфликте с фарисеями из-за несоблюдения апостолами этих предписаний. Интересующее нас событие в данном случае записали два евангелиста: Матфей (15 гл.) и Марк (7 гл.). Постараемся обратить внимание не только на общую суть повествования, но и на те детали-отличия, которые запечатлены евангелистами.

 

Каким учителем был Иисус

Речь Иисуса Христа, в которой Он обличает книжников и фарисеев за их следование преданиям старцев, можно разделить на две части: обличение в лицемерии со ссылкой на пророка Исаию и объяснение причины порочности практики религиозных лидеров. Примечательно, что евангелисты по-разному излагают порядок данной обличительной речи Иисуса Христа. У Матфея Иисус Христос сначала объясняет причину порочности практики следования преданиям старцев (15:3–6), а затем прямо обличает фарисеев и книжников в лицемерии (15:7–9). У Марка порядок обратный: сначала Спаситель прямо обличает фарисеев и книжников в лицемерии (7:6–8), а затем объясняет причину порочности практики следования преданиям старцев (7:9–13).

Можно предположить, что таким образом евангелисты представляют разные портреты Иисуса Христа. Ведь одно дело сначала обличить, а потом объяснить причину (Марк), и другое — сначала объяснить причину, а затем обличить (Матфей).

Это в целом соответствует тем акцентам, которые расставляют евангелисты на протяжении своих повествований. Марк изображает Иисуса Христа суровым учителем: он больше, чем любой другой евангелист, пишет, что следование за Иисусом неразрывно связанно со страданиями, и меньше всех упоминает о тех наградах, которые Господь обещал Своим последователям. И от такого учителя мы ожидаем, что Он сначала отругает, а потом уже объяснит, почему. Матфей же изображает Иисуса Христа скорее как учителя-раввина. Такой учитель сначала объяснит, в чем проблема, и только после этого уже обличит. Можно сказать, что таким образом евангелисты взаимодополняют образ Иисуса Христа. 

Смотрите также: Евангелие от Матфея и Евангелие от Марка. Краткие тезисы митрополита Илариона. 

После того, как Иисус Христос обличил религиозных лидеров и показал их заблуждение, Он «призвав весь народ, говорил им: слушайте Меня все и разумейте: ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека. Если кто имеет уши слышать, да слышит!» (Мк. 7:14–16) В первую очередь отметим, что Иисус Христос ведет Себя здесь как минимум вызывающе.

Принародно обличив религиозных лидеров, Спаситель призывает народ слушать Себя. Возникает вопрос: на что рассчитывал Иисус Христос, делая это заявление? Ведь даже ученики в этом случае не понимали Его учения, зачем же было призывать весь народ и призывать всех слушать? Возможно, Спаситель специально предложил такое «провокационное» учение, чтобы Его спросили, что Он имел в виду. Именно так поступают ученики, и Господь предлагает им удовлетворительное объяснение Своего учения.

 

Соблазн фарисеев

Услышав слова Христа о том, что «ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его», ученики, «приступив, сказали Ему: знаешь ли, что фарисеи, услышав слово сие, соблазнились?» (Мф. 15:12) Их беспокойство по поводу фарисеев можно объяснить двояко. С одной стороны, указанием на соблазнение фарисеев они хотели скрыть свое непонимание. С другой стороны, возможно, их удивила резкость обличения Иисуса Христа и поэтому они указали ему на последствия. Они видели, как Иисус Христос любил и ценил людей, а потому и сказали Ему о последствиях такого резкого обличения. В ответ на вопрос учеников продолжает резкое обличение религиозных лидеров:

«Всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится; оставьте их: они — слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» (Мф. 15:13-14).

Может возникнуть вопрос, зачем Иисус Христос упоминает здесь о том, что «растения, которые не насадил Отец, искоренятся?» Ведь последующие слова и так хорошо отображают суть Его отношения к поставленной проблеме. Возможно, этими словами Иисус Христос предостерегает учеников, что и они могут отпасть от благодати. Услышав эти слова, апостол Петр решил честно признаться, что он (Мф. 15:15) не понял сказанного Иисусом Христом.

 

Почему фарсиеи соблазнились

Почему фарисеев соблазнило учение Иисуса Христа о том, что «ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его»? С одной стороны, ответ очевиден: Иисус Христос однозначно и открыто продемонстрировал полное пренебрежение к преданию старцев, следование которому для фарисеев было важной и неотъемлемой частью жизни. Но, скорее всего, в ответе Иисуса Христа было значительно больше соблазнительного. Дело в том, что согласно Закону Божиему, определенный ряд пищи (входящее в человека извне) осквернял человека (Лев. 11 гл., Втор. 14 гл.). По сути, Иисус Христос здесь «упраздняет» заповедь о разграничении пищи на чистую и нечистую.

Аргументы в пользу такого толкования:

  1. Именно такое понимание мы находим у святителя Иоанна Златоуста («Беседы на Евангелие от Матфея», беседа 51).
  2. Если бы Иисус Христос по-прежнему упразднял только предание старцев, то почему ученики не поняли его? Ведь они сами до этого ели без предварительного омовения рук и не видели в этом проблемы.
  3. Такой вариант подтверждается параллельным местом Евангелия по Марку, где прямо говорится, что «этим Спаситель объявил чистой любую пищу» (Мк. 7:19).
  4. Этот вывод подтверждается и другими местами Священного Писания, где апостол Павел прямо пишет, что «для чистых все чисто» (Тит. 1:15).

 

Учитывая это, соблазнение фарисеев выглядит более чем оправданным: только что Иисус Христос обличил их в том, что они упраздняют заповедь Божию, чтобы соблюсти предание старцев, затем призывает народ слушать Себя — по сути, призывает людей пренебречь учением религиозных лидеров. Наконец, Спаситель не только демонстрирует полное пренебрежение к преданию старцев, но и «упраздняет заповедь Божию» — то, в чем только что обличил их. К этому следует добавить, что все это происходило публично.

Смотрите также: Пятикнижие Моисеево: что нужно знать.

 

Иисус и заповедь Божия

Что значит, что Иисус Христос «упраздняет заповедь Божию»? Такое отношение должно понимать в том смысле, что Он пришел исполнить Закон. Иными словами, с позиции внешнего наблюдателя (в исследуемом отрывке такими являются главным образом фарисеи, но сюда можно отнести так же народ и учеников) такое отношение выглядит как «упразднение Закона», но с позиции изначального Божиего замысла Закона, отношение Иисуса Христа является «исполнением Закона».

Отметим, что ряд святых отцов, в том числе святитель Иоанн Златоуст (главным образом это можно проследить в его толкованиях на послания апостола Павла к Римлянам и к Галатам), однозначно утверждали, что с пришествием Иисуса Христа Закон был упразднен. То, что касается разграничения пищи на чистую и нечистую (Лев. 11 гл., Втор. 14 гл.) святитель Иоанн Златоуст объяснял чревоугодием израильтян. Иными словами, цель этой заповеди — обуздать чревоугодие. Такое отношение может показаться «притянутым за уши», но если обратить внимание на то, что в Священном Писании богоизбранный народ часто обличается за чревоугодие и что именно эта страсть была причиной непослушания Богу, вывод святителя Иоанна выглядит довольно убедительным. Поэтому, если мы пренебрегаем разграничением в пище, однако предаемся чревоугодию, то мы нарушаем Божию заповедь.

 

Итог

Какие выводы можно сделать ввиду этих размышлений? Следование за Господом неразрывно связанно с радикальным пересмотром своих взглядов. Мы видим, что для фарисеев ничто не послужило достаточным условием для оправдания: ни то, что предание старцев и его соблюдение было древним благочестивым обычаем, ни то, что их практика была весьма распространенной, ни то, что Иисус Христос довольно резко и однозначно обличил их и призвал к радикальному пересмотру своего отношения, ни то, что за их отношением стояли «большие авторитеты» (авторство предания старцев приписывалось Моисею, а через него и Богу), ни то, что радикализм учения Иисуса Христа соблазнил их.

Скорее всего, в нашей жизни также присутствуют те или иные благочестивые практики, которые являются «преданием старцев». Возможно, нам нелегко их заметить. Но еще труднее будет практически отказаться от следования принятым обычаям и принять Божию оценку благочестивых человеческих преданий. Даже ученикам это далось с трудом (Мк. 7:17–18).

Пусть же суровый приговор Господа: «Всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится; оставьте их: они — слепые вожди слепых» (Мф. 15:13-14) поможет нам почаще обращаться к Слову Божьему, чтобы мы увидели, где мы действительно следуем заповедям Божьим, а где мы «оставив заповедь Божию держимся предания человеческого» (Мк. 7:8). И увидев свои заблуждения, будем просить, чтобы Господь дал нам силы оставить их и последовать за Ним.

С другими статьями автора можно ознакомиться на его телеграм-канале.