Иисус против предания старцев
В прошлой статье мы отметили отношение Иисуса Христа к «преданию старцев», которое регламентировало в том числе умывание рук. Перейдем к непосредственному анализу евангельского повествования, где повествуется о конфликте с фарисеями из-за несоблюдения апостолами этих предписаний. Интересующее нас событие в данном случае записали два евангелиста: Матфей (15 гл.) и Марк (7 гл.). Постараемся обратить внимание не только на общую суть повествования, но и на те детали-отличия, которые запечатлены евангелистами.
Каким учителем был Иисус
Речь Иисуса Христа, в которой Он обличает книжников и фарисеев за их следование преданиям старцев, можно разделить на две части: обличение в лицемерии со ссылкой на пророка Исаию и объяснение причины порочности практики религиозных лидеров. Примечательно, что евангелисты по-разному излагают порядок данной обличительной речи Иисуса Христа. У Матфея Иисус Христос сначала объясняет причину порочности практики следования преданиям старцев (15:3–6), а затем прямо обличает фарисеев и книжников в лицемерии (15:7–9). У Марка порядок обратный: сначала Спаситель прямо обличает фарисеев и книжников в лицемерии (7:6–8), а затем объясняет причину порочности практики следования преданиям старцев (7:9–13).
Можно предположить, что таким образом евангелисты представляют разные портреты Иисуса Христа. Ведь одно дело сначала обличить, а потом объяснить причину (Марк), и другое — сначала объяснить причину, а затем обличить (Матфей).
Это в целом соответствует тем акцентам, которые расставляют евангелисты на протяжении своих повествований. Марк изображает Иисуса Христа суровым учителем: он больше, чем любой другой евангелист, пишет, что следование за Иисусом неразрывно связанно со страданиями, и меньше всех упоминает о тех наградах, которые Господь обещал Своим последователям. И от такого учителя мы ожидаем, что Он сначала отругает, а потом уже объяснит, почему. Матфей же изображает Иисуса Христа скорее как учителя-раввина. Такой учитель сначала объяснит, в чем проблема, и только после этого уже обличит. Можно сказать, что таким образом евангелисты взаимодополняют образ Иисуса Христа.
Смотрите также: Евангелие от Матфея и Евангелие от Марка. Краткие тезисы митрополита Илариона.
После того, как Иисус Христос обличил религиозных лидеров и показал их заблуждение, Он «призвав весь народ, говорил им: слушайте Меня все и разумейте: ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека. Если кто имеет уши слышать, да слышит!» (Мк. 7:14–16) В первую очередь отметим, что Иисус Христос ведет Себя здесь как минимум вызывающе.
Принародно обличив религиозных лидеров, Спаситель призывает народ слушать Себя. Возникает вопрос: на что рассчитывал Иисус Христос, делая это заявление? Ведь даже ученики в этом случае не понимали Его учения, зачем же было призывать весь народ и призывать всех слушать? Возможно, Спаситель специально предложил такое «провокационное» учение, чтобы Его спросили, что Он имел в виду. Именно так поступают ученики, и Господь предлагает им удовлетворительное объяснение Своего учения.
Соблазн фарисеев
Услышав слова Христа о том, что «ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его», ученики, «приступив, сказали Ему: знаешь ли, что фарисеи, услышав слово сие, соблазнились?» (Мф. 15:12) Их беспокойство по поводу фарисеев можно объяснить двояко. С одной стороны, указанием на соблазнение фарисеев они хотели скрыть свое непонимание. С другой стороны, возможно, их удивила резкость обличения Иисуса Христа и поэтому они указали ему на последствия. Они видели, как Иисус Христос любил и ценил людей, а потому и сказали Ему о последствиях такого резкого обличения. В ответ на вопрос учеников продолжает резкое обличение религиозных лидеров:
«Всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится; оставьте их: они — слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» (Мф. 15:13-14).
Может возникнуть вопрос, зачем Иисус Христос упоминает здесь о том, что «растения, которые не насадил Отец, искоренятся?» Ведь последующие слова и так хорошо отображают суть Его отношения к поставленной проблеме. Возможно, этими словами Иисус Христос предостерегает учеников, что и они могут отпасть от благодати. Услышав эти слова, апостол Петр решил честно признаться, что он (Мф. 15:15) не понял сказанного Иисусом Христом.
Почему фарсиеи соблазнились
Почему фарисеев соблазнило учение Иисуса Христа о том, что «ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его»? С одной стороны, ответ очевиден: Иисус Христос однозначно и открыто продемонстрировал полное пренебрежение к преданию старцев, следование которому для фарисеев было важной и неотъемлемой частью жизни. Но, скорее всего, в ответе Иисуса Христа было значительно больше соблазнительного. Дело в том, что согласно Закону Божиему, определенный ряд пищи (входящее в человека извне) осквернял человека (Лев. 11 гл., Втор. 14 гл.). По сути, Иисус Христос здесь «упраздняет» заповедь о разграничении пищи на чистую и нечистую.
Аргументы в пользу такого толкования:
- Именно такое понимание мы находим у святителя Иоанна Златоуста («Беседы на Евангелие от Матфея», беседа 51).
- Если бы Иисус Христос по-прежнему упразднял только предание старцев, то почему ученики не поняли его? Ведь они сами до этого ели без предварительного омовения рук и не видели в этом проблемы.
- Такой вариант подтверждается параллельным местом Евангелия по Марку, где прямо говорится, что «этим Спаситель объявил чистой любую пищу» (Мк. 7:19).
- Этот вывод подтверждается и другими местами Священного Писания, где апостол Павел прямо пишет, что «для чистых все чисто» (Тит. 1:15).
Учитывая это, соблазнение фарисеев выглядит более чем оправданным: только что Иисус Христос обличил их в том, что они упраздняют заповедь Божию, чтобы соблюсти предание старцев, затем призывает народ слушать Себя — по сути, призывает людей пренебречь учением религиозных лидеров. Наконец, Спаситель не только демонстрирует полное пренебрежение к преданию старцев, но и «упраздняет заповедь Божию» — то, в чем только что обличил их. К этому следует добавить, что все это происходило публично.
Смотрите также: Пятикнижие Моисеево: что нужно знать.
Иисус и заповедь Божия
Что значит, что Иисус Христос «упраздняет заповедь Божию»? Такое отношение должно понимать в том смысле, что Он пришел исполнить Закон. Иными словами, с позиции внешнего наблюдателя (в исследуемом отрывке такими являются главным образом фарисеи, но сюда можно отнести так же народ и учеников) такое отношение выглядит как «упразднение Закона», но с позиции изначального Божиего замысла Закона, отношение Иисуса Христа является «исполнением Закона».
Отметим, что ряд святых отцов, в том числе святитель Иоанн Златоуст (главным образом это можно проследить в его толкованиях на послания апостола Павла к Римлянам и к Галатам), однозначно утверждали, что с пришествием Иисуса Христа Закон был упразднен. То, что касается разграничения пищи на чистую и нечистую (Лев. 11 гл., Втор. 14 гл.) святитель Иоанн Златоуст объяснял чревоугодием израильтян. Иными словами, цель этой заповеди — обуздать чревоугодие. Такое отношение может показаться «притянутым за уши», но если обратить внимание на то, что в Священном Писании богоизбранный народ часто обличается за чревоугодие и что именно эта страсть была причиной непослушания Богу, вывод святителя Иоанна выглядит довольно убедительным. Поэтому, если мы пренебрегаем разграничением в пище, однако предаемся чревоугодию, то мы нарушаем Божию заповедь.
Итог
Какие выводы можно сделать ввиду этих размышлений? Следование за Господом неразрывно связанно с радикальным пересмотром своих взглядов. Мы видим, что для фарисеев ничто не послужило достаточным условием для оправдания: ни то, что предание старцев и его соблюдение было древним благочестивым обычаем, ни то, что их практика была весьма распространенной, ни то, что Иисус Христос довольно резко и однозначно обличил их и призвал к радикальному пересмотру своего отношения, ни то, что за их отношением стояли «большие авторитеты» (авторство предания старцев приписывалось Моисею, а через него и Богу), ни то, что радикализм учения Иисуса Христа соблазнил их.
Скорее всего, в нашей жизни также присутствуют те или иные благочестивые практики, которые являются «преданием старцев». Возможно, нам нелегко их заметить. Но еще труднее будет практически отказаться от следования принятым обычаям и принять Божию оценку благочестивых человеческих преданий. Даже ученикам это далось с трудом (Мк. 7:17–18).
Пусть же суровый приговор Господа: «Всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится; оставьте их: они — слепые вожди слепых» (Мф. 15:13-14) поможет нам почаще обращаться к Слову Божьему, чтобы мы увидели, где мы действительно следуем заповедям Божьим, а где мы «оставив заповедь Божию держимся предания человеческого» (Мк. 7:8). И увидев свои заблуждения, будем просить, чтобы Господь дал нам силы оставить их и последовать за Ним.
С другими статьями автора можно ознакомиться на его телеграм-канале.