Как Бог помог пророку Илие преодолеть личностный кризис
После событий на горе Кармил, когда в ответ на молитву пророка «ниспал огонь Господень и пожрал всесожжение, и дрова, и камни, и прах, и поглотил воду, которая во рве» (3 Цар. 18:38), засуха прекратилась. Царь Ахав, вернувшись домой, пересказал своей жене Иезавели «все, что сделал Илия, и то, что он убил всех пророков мечом. И послала Иезавель посланца к Илии сказать: пусть то и то сделают мне боги, и еще больше сделают, если я завтра к этому времени не сделаю с твоею душою того, что сделано с душою каждого из них». (3 Цар. 19:1–2). В ответ пророк Божий «встал и пошел, чтобы спасти жизнь свою, и пришел в Вирсавию… и оставил отрока своего там. А сам отошел в пустыню на день пути и, придя, сел под можжевеловым кустом, и просил смерти себе и сказал: довольно уже, Господи; возьми душу мою, ибо я не лучше отцов моих» (3 Цар. 19:3–4).
Отчаяние пророка
Разочарование Илии нетрудно понять. Ему пришлось пройти долгую и изнурительную подготовку, затем он настолько очевидно продемонстрировал, что только Его Господь является Богом, что «и слепой бы увидел». Мы ожидаем, что все должны были бы прийти к выводу: языческие культы следует истребить. Но пророк Божий встречает совсем другую реакцию: осознанный отказ царской семьи принять факты, который грозит ему смертью. Все служение кажется пророку бесполезным. Но Господь ничего ему не отвечает, и пророк ложится спать (3 Цар. 19:5). Сталкиваясь с разочарованием и истощением сил, нам стоит поступить так же: просто отдохнуть.
После пробуждения Господь чудесно обеспечил пророка едой и водой, и тот отправился на гору Хорив (Синай). Для того, чтобы увидеть там явившегося Бога, ему пришлось пройти примерно 440 км.
«Голос мертвой тишины»
Что было дальше?
«И вошел он там в пещеру и ночевал в ней. И вот, было к нему слово Господне, и сказал ему Господь: что ты здесь, Илия? Он сказал: возревновал я о Господе Боге Саваофе, ибо сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили Твои жертвенники и пророков Твоих убили мечом; остался я один, но и моей души ищут, чтобы отнять ее. И сказал: выйди и стань на горе пред лицем Господним, и вот, Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра, [и там Господь] (3 Цар. 19:9–12).
Вопрос Бога «Что ты здесь, Илия?» (מַה־לְּךָ֥ פֹ֖ה אֵלִיָּֽהוּ) на современном русском языке прозвучал бы так: «Что ты здесь делаешь, Илия?» Почему Господь об этом спрашивает? Текст Писания прямо не говорит, зачем пророк отправился на гору Хорив. Возможно, Илия искал там смерти — он избрал гору Хорив как место, где он хотел бы умереть, разочаровавшись в своем служении. В ответ на жалобы пророка Бог обещает ему явиться в «веянии тихого ветра», или, как написано в Церковнославянском переводе, «в гласе хлада тонка». В ряде английских переводов это выражение звучит как «sound of a gentle whisper» — «в звуке нежного шепота». В переводе Кулакова мы читаем, что Бог явился пророку «в тонком голосе безмолвия».
Согласно же еврейскому оригиналу, Бог явился пророку в ק֖וֹל דְּמָמָ֥ה דַקָּֽה, что буквально можно перевести как в «голосе тонкой тишины». Смысл выражения «דְּמָמָ֥ה דַקָּֽה» можно передать как «мертвая тишина». Таким образом, когда Господь предупреждает пророка о Своем явлении, Его речь можно перевести так:
«Выйди и стань на горе пред лицом Господним, и вот, Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня голос мертвой тишины» (3 Цар. 19:11–12).
Жан-Леон Жером, «Моисей на горе Синай»
Источник: Gallerix
Напомним, что Моисею Бог явился совсем по-другому:
«Были громы и молнии, и густое облако над горою, и трубный звук весьма сильный; и вострепетал весь народ, бывший в стане… Гора же Синай вся дымилась оттого, что Господь сошел на нее в огне; и восходил от нее дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась; и звук трубный становился сильнее и сильнее. Моисей говорил, и Бог отвечал ему голосом» (Исх. 19:16, 18–19).
Почему же Илие Он явился «в голосе мертвой тишины»? «Мертвая тишина» — это примерно то, как увидел пророк Илия плоды своего служения — даже очевидное и сверхъестественное Божие вмешательство мало что изменило. Возможно, пророку трудно было увидеть за этой тишиной Бога. И поэтому Бог говорит ему: всё под контролем. В «мертвой тишине» Бог присутствует в той же мере, что и в огне на Кармиле.
Слушайте также: 3-я Книга Царств в профессиональной озвучке.
Явление Бога «в голосе мертвой тишины» было ответом на отчаяние пророка. Так Господь явил Илие, что его служение не окончено. Он дает Илие план действий: пройти через пустыню в Дамаск (около 800 км), помазать двух царей на престол и Елисея в качестве пророка-преемника (3 Цар. 19:15-17).
План Божий
Первым Господь велел ему помазать Азаила, сделав его царем над Сирией (3 Цар. 19:15). Казалось бы, какая разница, кто там будет царем во враждебном языческом государстве? Но опыт богоявления научил Илию видеть Бога в «мертвой тишине», в том, что кажется бессмысленным и не имеющим никаких хороших последствий.
Следующим Илия должен был помазать будущего царя Израиля — Ииуя (3 Цар. 19:16). Этот царь известен тем, что истребил всех служителей Ваала (4 Цар. 10:18–25), таким образом доведя до конца дело пророка Илии.
Наконец, Господь велел Илие помазать Елисея в качестве собственного преемника (3 Цар. 19:16). Так Бог снова и снова утверждает Илию в том, что Его план двигается в задуманном направлении и дело пророка продолжится.
И затем Господь говорит пророку: «Впрочем, Я оставил между Израильтянами семь тысяч; всех сих колени не преклонялись пред Ваалом, и всех сих уста не лобызали его» (3 Цар. 19:18).
«Впрочем», использованное в Синодальном переводе, может создать обманчивое впечатление незначительности сказанного. Однако в Септуагинте смысл этого стиха иной: «И ты оставишь в Израиле семь тысяч человек, все из них, колен не преклонили перед Ваалом, и все из них, устами своими не чтили его (перевод автора)». При сравнении еврейского и греческого вариантов возникает вопрос: Господь оставил семь тысяч верных или это сделает Илия?
Можно предположить, что Господь это сделал посредством пророка. Так он будто говорит Илие: ты не увидел результатов своего служения, для тебя это было словно «мертвая тишина». Но на самом деле, твое служение важно — посредством него Мне удалось сохранить огромное количество верных служителей.
Итог
Какие уроки мы можем извлечь из повествования о пророке Илие?
Во-первых, Бог не разочаровывается в нас, даже когда мы впадаем в отчаяние. Он как любящий Отец готов дать нам время, чтобы мы поразмышляли над происходящими событиями — пророк Илия сорок дней и ночей добирался до Хорива, и все это время Господь не вмешивался в его жизнь. Как и Илие, Бог пошлет нам события, которые приведут нас к принятию правильного решения, дадут ключ к пониманию происходящих вещей.
Во-вторых, когда мы не видим результатов своего верного следования за Богом, это не значит, что их на самом деле нет. Наша часть работы состоит в том, чтобы искренне и свято служить Богу, а результаты определяет Бог. Так, пророк Божий не видел результатов своего служения, но для Бога оно действительно было важным и незаменимым.
Даже отчаяние Илии, которое привело его к походу на Хорив без Божиего указания на это, также стало частью его миссии. Господь в это время не оставил пророка, более того, Он явился ему. А что может быть больше, чем явление Бога человеку уже в этой жизни?
Пусть же Господь поможет нам черпать вдохновение из примера этого удивительного пророка, чтобы таким образом и мы сумели прожить жизнь, которая станет для последующих поколений удивительным примером!
С другими статьями автора можно ознакомиться на его телеграм-канале.