Как Бог готовил пророка Илию. Часть вторая
Читайте также первую часть.
Сила молитвы
«По прошествии многих дней было слово Господне к Илии в третий год: пойди и покажись Ахаву, и Я дам дождь на землю» (3 Цар. 18:1). Все три года Илия занимался почти исключительно молитвой, и апостол Иаков прямо пишет, что сошествие дождя было плодом этой молитвы (Иак. 5:18). Возможно, именно поэтому Бог ограничил святого — ему нужен был человек, праведность которого бы отвращала Его гнев от всего народа. И за три с половиной года Господь сформировал из пророка Илии необходимый сосуд, используя в том числе суровый аскетический образ жизни.
Слушаясь Господа, Илия бросает вызов лжепророкам на горе Кармил и демонстрирует перед всем народом бессилие Ваала и всемогущество Бога. Ваал считался покровителем плодородия и бури (дождей). Пророки Ваала, которых было четыреста пятьдесят, а может, и девятьсот пятьдесят (в зависимости от того, кто подразумевается под «пророками дубравными» и какова их роль, см. 3 Цар. 18:19) взывали к своему идолу с утра до полудня и даже «кололи себя по своему обыкновению ножами и копьями, так что кровь лилась по ним» и в результате всех этих стараний «не было ни голоса, ни ответа, ни слуха» (3 Цар. 18:29). Пророк Божий высмеял их, сказав: «Кричите громким голосом, ибо он бог; может быть, он задумался, или занят чем-либо, или в дороге, а может быть, и спит, так он проснется!» (3 Цар. 18:27)
Порой нам явно не хватает веры в вывод, который прямо вытекает из этих слов: Бог всегда слушает и принимает молитвы. Будь то никому не заметный вздох или горький плач, слова или дела. От Бога ничего не может утаиться, Ему ничто не препятствует постоянно с вниманием относиться к просьбам своих творений. К сожалению, порой мы относимся к Богу как пророки к Ваалу: сначала Его нужно упросить, задобрить и, возможно, потом Он услышит нас. Мы забываем, что мы дети Его и Он всегда, охотно, с вниманием и радостью слушает наши молитвы. Даже когда мы не замечаем ответов, даже когда все говорит о том, что Он не слышит, даже когда мы чувствуем, что Он покинул нас — Он по-прежнему с предельным вниманием слушает нас и замечает все, что касается нас. Если тот, к кому мы обращаемся, поступает по-другому, он попросту не Бог.
Читайте также: как молиться, если не получаешь ответа. Совет митрополита Илариона.
Оправданная жестокость
Пророк Илия не остановил долгое представление пророков Ваала, послужившее наглядным примером бессилия и ничтожности идола. Но когда наступил его черед, он начал все усложнять: построив жертвенник, вырыл вокруг него ров вместимостью примерно 10-15 литров. Положив дров и приготовив жертву, пророк велел все это залить водой в таком объеме, что «вода полилась вокруг жертвенника, и ров наполнился водою» (3 Цар. 18:35). Сгореть такая жертва могла лишь благодаря чуду.
«Во время приношения вечерней жертвы подошел Илия пророк и сказал: Господи, Боже Авраамов, Исааков и Израилев! Да познают в сей день, что Ты один Бог в Израиле, и что я раб Твой и сделал все по слову Твоему. Услышь меня, Господи, услышь меня! Да познает народ сей, что Ты, Господи, Бог, и Ты обратишь сердце их» (3 Цар. 18:36-37). Обратим внимание на краткость молитвы — всего два стиха в Священном Писании. В ответ «ниспал огонь Господень и пожрал всесожжение, и дрова, и камни, и прах, и поглотил воду, которая во рве» (3 Цар. 18:38). Сопоставляя это с тем, что перед Божиим пророком делали пророки Ваала и каков был ответ, едва ли кто-то смог оставаться настолько слепым, чтобы по-прежнему почитать Ваала.
«Увидев это, весь народ пал на лицо свое и сказал: Господь есть Бог, Господь есть Бог!» (3 Цар. 18:39)
Затем пророк Илия повелевает схватить пророков Вааловых, отводит их к потоку Киссону и убивает их там (3 Цар. 18:40). Зачем такая жестокость? Можно предположить, что эти пророки несмотря на очевиднейшую демонстрацию собственно заблуждения так и не отреклись от служения Ваалу. То есть, они упорно и осознанно противились Святому Духу. А такой грех, как мы знаем, не имеет прощения (Мк. 3:29). А поскольку они продолжили бы совращать и других, возможно, Господь велел Своему пророку лишить их жизни. Господь не будет убивать кого-либо просто-так: когда Он решил уничтожить Иерихон, Он нашел способ как вывести оттуда Раав с ее семьей. Когда были истреблены Содом и Гоморра, Он послал ангелов, чтобы спасти тех, кто не подлежал этому суду. Поэтому, если Бог повелел пророку убить пророков Ваала, у Него действительно были веские и справедливые причины для такого поступка.
Итог
Анализируя этот этап жизни пророка, можно сделать много поучительных выводов. Однако ограничимся лишь одним: лучшая подготовка к выполнению своей миссии не всегда будет заключаться в поиске единомышленников, сборе хорошей команды и налаживании хорошо работающей организации. Иногда лучшее, что нужно сделать — это уединиться и проводить время в молитве и посте. Именно так готовился пророк Илия к событию, посредством которого «Бог наш водою и огнем избавил Израиль от обольщения Ваалом»1Из последования Великого освящения воды.
Чиатйте также: Покаяние Саула и покаяние Давида: что ближе нам.