Как Бог готовил пророка Илию. Часть первая
Одно из величайших событий в жизни пророка Илии — чудо, когда в ответ на его краткую молитву «ниспал огонь Господень и пожрал всесожжение, и дрова, и камни, и прах, и поглотил воду, которая во рве» (3 Цар. 18:38). Этому событию предшествовала длительная подготовка. Господу было больно смотреть на нечестие Своего народа, и пророк Илия разделял Божии переживания. Однажды в ответ на молитвы Своего раба Господь возвестил ему, что народ будет наказан: три с половиной года «не будет ни росы, ни дождя» (3 Цар. 17:1). О том, что такое решение стало плодом молитв пророка, пишет апостол Иаков (5:17). Об этом грозном наказании Илия возвестил лично царю Ахаву.
Повиновение и побег
Что пророк делает потом? Господь дает ему следующе повеление: «Пойди отсюда и обратись на восток и скройся у потока Хорафа, что против Иордана» (3 Цар. 17:3). Зачем Господь повелевает такому сильному пророку, который напрямую общается с царями, скрываться? Ведь за эти три с половиной года он мог бы создать несколько пророческих школ, подготовить целое поколение Божиих служителей, научить людей, призывать к покаянию?.. Но Божии пути — не наши пути. Илия повинуется Богу и скрывается в указанном месте.
Сарептская вдова
Спустя некоторое время Господь велит пророку сменить локацию: «Встань и пойди в Сарепту Сидонскую, и оставайся там; Я повелел там женщине вдове кормить тебя» (3 Цар. 17:9). Илия повинуется. Мы не знаем, как звали вдову, но эта женщина заслуживает особого внимания. Сам Иисус Христос засвидетельствовал ее исключительность:
«Много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле, и ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту Сидонскую» (Лк. 4:25-26).
Когда пророк попросил у нее хлеба, «она сказала: жив Господь, Бог твой! у меня ничего нет печеного, а только есть горсть муки в кадке и немного масла в кувшине; и вот, я наберу полена два дров, и пойду, и приготовлю это для себя и для сына моего; съедим это и умрем» (3 Цар. 17:12).
Обратим внимание на некоторые детали. Скорее всего, вдова была язычницей. Это объясняет, почему она проживала в Сарепте Сидонской (языческом городе) и почему ее пример привел Иисус Христос (Лк. 4:25-26). И вот она прямо исповедует свою веру в Единого Истинного Бога, говоря пророку: «Жив Господь, Бог твой!» (3 Цар. 17:12) Даже если допустить, что она была еврейкой (что маловероятно), ее исповедание звучит впечатляюще на фоне того, что она жила среди язычников.
Когда пророк приходит к вдове, у нее остается муки и масла лишь на последнюю лепешку. Удивительно ли такое «совпадение»? Наверняка и в нашей жизни подобное случалось — не забываем ли мы благодарить Того, Кто стоит за чудесными «совпадениями»? Или же относимся к ним, как должному? Вдумайтесь — сколько всего нужно было подстроить в одном лишь этом случае! Рассчитать скорость осушения потока Хорафа, скорость поедания припасов, скорость движения пророка…
Порой нужно себе напоминать, что если и волос с нашей головы не падает без ведома Отца Небесного (Лк. 12:7; 21:18), то наша жизнь действительно в хороших и надежных руках. И нам должно «не заботиться ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывать свои желания пред Богом» (Фил. 4:6).
Мягкое сердце грозного пророка
Пророк Илия чаще всего воспринимается как грозный каратель грешников. Чего только стоит икос из богослужебного последования в день памяти пророка:
«Многое человеков беззаконие, Божие же многое человеколюбие зря, пророк смущашеся Илия, яряся, и словеса немилостивна к Милостивному подвиже, прогневайся, возопив, на отмещущияся Тебе, Судие праведный!»
Но даже если пророку тяжело было сносить нечестие людей, у него было милосердное сердце. Апостол Иаков пишет, что именно по его молитве Господь послал дождь (5:18). При внимательном чтении мы видим, что пророк Илия, как и остальные пророки, жалел свой народ, хотел предотвратить гнев Божий и делал для этого все возможное. Об этом очень хорошо свидетельствует Его молитва к Богу, которую он произнес в связи со смертью сына сарептской вдовы: «Господи Боже мой! неужели Ты и (גַם) вдове, у которой я пребываю, сделаешь зло, умертвив сына ее?» (3 Цар. 17:20). Это небольшое слово «и» (גַם) побуждает нас спросить: а кому еще Господь сделал зло, которое так же беспокоит пророка? Вполне вероятно, что пророку было больно смотреть на людей, которые страдают от длительной засухи, и он знал, что это бедствие является наказанием от Господа.
Илия не был жесток, просто его служение выпало на время царствования Ахава. Даже обобщающее описание нечестия этого царя позволяет сделать однозначные выводы:
«И делал Ахав, сын Амврия, неугодное пред очами Господа более всех бывших прежде него. Мало было для него впадать в грехи Иеровоама, сына Наватова; он взял себе в жену Иезавель, дочь Ефваала, царя Сидонского, и стал служить Ваалу и поклоняться ему. И поставил он Ваалу жертвенник в капище Ваала, который построил в Самарии. И сделал Ахав дубраву, и более всех царей Израильских, которые были прежде него, Ахав делал то, что раздражает Господа, Бога Израилева» (3 Цар. 16:30-33).
Ни об одном из последующих израильских царей не сказано, что он «делал неугодное пред очами Господа более всех бывших прежде него». По всей видимости, Ахава справедливо можно назвать самым нечестивым израильским царем. Несмотря на старания Илии, семья Ахава вместе с его царством упорно отказывались прекратить нечестивую жизнь.
Пост и карантин пророка
В доме вдовы Илия также продолжал готовиться к одному из величайших событий в своей жизни.
- Его питание стало более суровым. Раньше вороны приносили ему хлеб и мясо (3 Цар. 17:6). Теперь он перешел только на хлеб: вдова, которой Господь велел кормить пророка, имела только масло и муку (3 Цар. 17:12-14).
- Пророк был вынужден соблюдать строжайший карантин: возможно, он ни разу не вышел даже за пределы дома вдовы, ведь царь Ахав разыскивал пророка во все время засухи. Вот как один из приближенных царя описывал ревность поисков царя пророку Илие: «Нет ни одного народа и царства, куда бы не посылал государь мой искать тебя, и когда ему говорили, что тебя нет, он брал клятву с того царства и народа, что не могли отыскать тебя» (3 Цар. 18:10). А все это время пророк Илия был у царя «под носом»: ведь Иезавель, жена Ахава, была дочерью царя Сидонского (3 Цар. 16:31), а потому царь, скорее всего, часто бывал в соседнем с Сарептой Сидоне.
Нам остается лишь восторгаться любящим Небесным Отцом и Его удивительным промыслом! Вдова, приняв пророка Илию, также сподобилась Божиих милостей — ее ждало не только чудесное пропитание во время засухи и воскресение сына. Благодаря этим чудесам она обрела главное — невиданную веру: «теперь-то я узнала, что ты (Илия) человек Божий, и что слово Господне в устах твоих истинно. (3 Цар. 17:24).
Читайте также: Можно ли «выучиться» на пророка?