Избиение младенцев: горе или призыв к надежде?
Сегодня, 11 января, Церковь чтит память убитых царем Иродом младенцев. Когда царь узнал о рождении Иисуса Христа, он послал в Вифлеем воинов, чтобы убить младенцев мужского пола. Евангелист Матфей пишет об этом событии, что сбылось пророчество Иеремии:
«Глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет» (Мф. 2:18; Иер. 31:15).
Мало кто из нас обращается к непосредственному тексту книги Иеремии, чтобы понять, что имел в виду пророк и почему евангелист решил процитировать его. Таким образом, можно упустить ту глубину и тот впечатляющий образ, который Дух Святой через апостола доносит до нас.
Книга пророка Иеремии отличается обличительным тоном. Большая часть ее посвящена обличению иудеев и других народов, начиная от простых людей и заканчивая царями и пророками. Здесь мы часто будем слышать призывы к покаянию, исправлению греховной жизни вплоть до таких слов: «Не надейтесь на обманчивые слова: здесь храм Господень…» (Иер. 7:4). Обличая лицемерное благочестие, пророк был довольно резок. Когда люди жили вопреки Божиему Закону и при этом надеялись на обетования этого закона, исповедовали их, пророк предупреждал, что это ложная надежда, что это исповедание не более, чем обманчивые слова.
Он часто предсказывал, что евреи пойдут в плен. Когда враг осадил Иерусалим, Иеремия увещевал людей, что лучшее, что они могут сделать — это сдаться на милость победителя. Его проповедь почти не имела успеха и сделала жизнь пророка тяжелой. Избиения, заключения стали неотъемлемой ее частью. И вот среди этих обличений, призывов исправить греховную жизнь, предсказаний о пленении, а с другой стороны, описания скорбной жизни пророка, мы встречаем раздел под названием «Книга утешений» или «Книга восстановления» (Гл. 30-33).
Эти четыре главы посвящены тому, как Господь вопреки всему, даже греховной и нераскаянной жизни иудеев, сжалится над ними и восстановит их былое величие, славу и благоденствие. В этом разделе мы находим и обетование о заключении Нового Завета (31:31-34). И стихи, цитируемые евангелистом Матфеем, находятся именно в этом разделе. Дети, которых нет — это евреи, которые уходят в плен и сами уже, скорее всего, не вернуться обратно. Только спустя 70 лет их потомки переживут на себе полноту милостей Божьих, предсказанных Иеремией. А Рахиль, которая их оплакивает — это матери, которые смотрят на уходящих сыновей и горько рыдают, потому что понимают — дети не возвратятся. Едва ли можно найти в Библии более трагический образ матери, чем Рахиль. Умирая при рождении ребенка, она назвала его «сын моей скорби» (Быт. 51:18). Величайшую радость материнства она запечатлела как скорбь. Наверное, такое горе переживали и матери, прощаясь с уводимыми в плен сыновьями. Рама — это город, где еврейские пленники сначала были собраны, а затем уведены в Вавилон. Поэтому пророк и пишет про душераздирающий плач в Раме — там матери прощались с сыновьями, осознавая, что больше их не увидят. У Матфея Рамой становится Вифлеем.
Однако и до этого стиха, и после него мы видим Божии обетования и милости в утешении, предсказания о том, что Он помилует Свой народ. Господь говорит, что если Он вспоминает Свой народ, то всегда это делает с любовью. И даже подвергая наказаниям детей-отступников, Господь сильно переживает за них (31:20). Но особенно важно то, что в Иер. 31:16-17 непосредственно продолжается тема, поднятая в цитируемом евангелистом стихе (Иер. 31:15). Господь призывает рыдающую Рахиль:
«Удержи голос твой от рыдания и глаза твои от слез, ибо есть награда за труд твой, говорит Господь, и возвратятся они из земли неприятельской. И есть надежда для будущности твоей, говорит Господь, и возвратятся сыновья твои в пределы свои».
Этот контекст прекрасно подходит к событиям рождения Иисуса Христа. Матери действительно рыдают о своих детях, их действительно нет, но Эммануил жив. Он ушел в Египет, но Он «возвратится из земли неприятельской» и «будущность», которую Он принесет с Собой, превзойдет даже ту радость, которую переживают матери, встречаясь с детьми после долгой разлуки. Однако как во времена Иеремии, так и во времена Иисуса, это произойдет не сразу, и даже, может, уже не с этими матерями и не с их детьми. Но сам призыв Господа удержаться от слез и верить, надеяться, что Господь восстановит потерю более чем с избытком, остается актуальным для всех. Даже для матерей, у которых на глазах не только уводили в плен сыновей, но и убивали их. Ведь благодаря Эммануилу они получили жизнь, которая несравненно превзошла то состояние, если бы они просто вернулись к земной жизни.
Нам трудно верить и надеяться на любящего, щедрого Бога, когда всё вокруг словно говорит об обратном. Но не будем забывать, что это единственный путь, благодаря которому мы не только будет преодолевать трудности с хорошим настроением, но и получим ту будущность и ту жизнь с избытком, на фоне которых едва ли вспомним о тяжелых временах.