Кому и как Иисус Христос говорил о том, что Он больше праотцев? Часть вторая


Джеймс Тиссо, «Тут опять иудеи схватили камни, чтобы побить Его»
Джеймс Тиссо, «Тут опять иудеи схватили камни, чтобы побить Его»
Источник: Бруклинский музей

В прошлой статье мы проанализировали беседы Иисуса Христа с самарянкой (Ин. 4) и с уверовавшими иудеями (Ин. 8). Мы отметили, что итоги бесед кардинально различались:

  • самарянка оставила водонос и побежала в город возвестить жителям, что Иисус является Мессией;
  • иудеи схватили камни, чтобы побить Иисуса.

При этом мы отметили, что Христос в обоих случаях вел диалог примерно одинаково. Почему же реакция слушателей так сильно различалась? 

 

Иудеи с «закрытыми сердцами» 

В беседе с уверовавшими иудеями Иисус Христос прямо говорит о причине их непонимания: «Ищете убить Меня, потому что слово Мое не вмещается в вас» (8:37). Разберем эти слова. Эту часть стиха можно перефразировать следующим образом: «Вы ищете убить Меня, потому что не открываете своих сердец Моему учению и оно не влияет на вашу жизнь» (то есть, вы не меняетесь к лучшему, слушая Мое учение).

Возможно, были и другие причины, почему иудеи в данный момент хотели убить Иисуса Христа, но Он обозначает только эту. Именно вопрос отношения к учению Иисуса Христа становится камнем преткновения.

Спаситель прямо рассказывает, как освободиться от греха — для этого нужно пребывать в Его слове (8:31). Что это значит? Приведем пример. Допустим, хозяйка готовит особое блюдо. Она постоянно обращается к рецепту, проверяет, все ли она ингредиенты взяла, в нужной ли пропорции. Про нее можно сказать: «она пребывает в рецепте». Так и Иисус Христос хочет, чтобы мы пребывали в Его слове: постоянно сверяли свои поступки, образ мыслей, систему ценностей с Его учением, черпали там утешение, вдохновение. И, по Его словам, именно это освободит нас от греха.

В этом диалоге Спаситель также сказал, почему иудеи не понимают Его речи — «потому что не можете слышать слова Моего» (8:43). Проблема была не в том, что они не имели должного богословского образования или не читали соответствующих толкований Священного Писания — они «просто» отказывались слышать слово Христа. Так недостаточно серьезное отношение к учению Иисуса приводят к радикальным последствиям — вражде с Ним, желанию убить Его. 

 

Самарянка и «безумные» слова 

Итак, мы выяснили, что камнем преткновения в беседе с уверовавшими иудеями было их отношение к учению Христа. Они не соглашались с ним, подвергали его сомнению и даже считали Спасителя одержимым бесом (8:48). Теперь же поговорим об отношении самарянки к Его учению. 

Иисус Христос начинает диалог с самарянкой с того, что просит у нее воды. В ответ она недоумевает, ведь иудеи с самарянами не общаются. Иисус Христос отвечает, что если бы она знала кто Он, то «сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую» (4:10). Представим себе ситуацию: человек попросил у нас воды, а потом заявил, что мы сами должны просить воды у него. Возможно, некоторые из нас просто бы покрутили пальцем у виска и пошли себе дальше. Но самарянка, услышав эти слова Иисуса Христа, начинает интересоваться, а кто же Он такой на самом деле. И когда Иисус говорит, что Он даст ей воду, благодаря которой она никогда больше не будет жаждать, она не покидает Его. Мы-то понимаем, что Иисус имел в виду, но что могла услышать эта женщина? Ведь если не учитывать личность говорящего, эти слова звучат безумно. Однако самарянка просит Спасителя, чтобы Он дал ей такой воды. И Иисус Христос начинает потихоньку приоткрывать ей, кто Он на самом деле.

Снова и снова читая этот диалог, мы видим, что самарянка действительно «пребывала в слове Иисуса Христа». Слыша неудобные истины, она относилась к ним с таким вниманием и серьезностью, с которыми мы редко относимся и к понятным истинам.

 

Итог, важный для нас 

Мы восхищаемся любовью и милосердием Иисуса Христа. Его чудеса впечатляют нас. Но давайте обратим внимание на то, как мы относимся к Его учению. Ведь в нем по-прежнему остается много того, с чем трудно согласиться: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16:24). «Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее» (Мф. 16:25). «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф. 10:37). «Блаженны плачущие» (Лк. 6:21). «Горе смеющимся» (Лк. 6:25).

Спросим себя: мои ценности действительно формируются учением Христа? «Пребываю» ли я в Его слове? «Вмещается» ли Его слово во мне? Ответив отрицательно на эти вопросы, мы можем оказаться богоборцами — несмотря на то, что внешне соответствуем образу православного христианина.

Смотрите также: за что от Иисуса отвернулись ученики?