Кому и как Иисус Христос говорил о том, что Он больше праотцев? Часть первая


Беседа Христа с самарянкой. Фреска монастыря Дионисиат на Афоне. 1547 год. Иконописец Тзортзи (Зорзис) Фука
Беседа Христа с самарянкой. Фреска монастыря Дионисиат на Афоне. 1547 год. Иконописец Тзортзи (Зорзис) Фука
Источник: Демид / Fotoload

Евангелие от Иоанна содержит наиболее пространные диалоги Иисуса Христа. Глубина каждого из них при внимательном изучении едва ли может оставить читателя равнодушным. Но иногда можно найти еще больше интересных деталей, если сравнить эти диалоги между собой.  Эта статья представляет собой подобное сравнение1Почти все ссылки в данной статье указывают на Евангелие от Иоанна, поэтому указаны только глава и стихи. Исключение — книга Исход, что обозначено в соответствующей ссылке..

Для сравнения будут взяты беседа Иисуса Христа с самарянкой (4:7–28) и беседа Спасителя с уверовавшими в Него иудеями (8:31–59). Обоснования для их сравнения подсказывает сам текст.

 

Сходства диалогов

  1. В обоих текстах поднимается вопрос о превосходстве Христа над патриархами — Иаковом в разговоре с самарянкой («Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его?» (4:12)) и Авраамом в случае с иудеями («Неужели Ты больше отца нашего Авраама, который умер?» (8:53)).
  2. Каждый диалог содержит семь реплик со стороны Иисуса Христа и шесть — со стороны тех, кто с Ним говорит.
  3. Каждый диалог завершается реакцией слушателей, которая не соответствует тому, какими мы их видим в начале — самарянка оставляет свой водонос и бежит в город, чтобы рассказать всем об Иисусе Христе; а уверовавшие было иудеи берут камни с намерением убить Иисуса Христа.

Поэтому выбор этих диалогов далеко не случаен. И если мы захотим сравнить другие диалоги, записанные в Евангелии, прежде нужно также найти достаточные причины для этого.

Три приведенных сходства свидетельствуют об удивительном литературном искусстве евангелиста Иоанна Богослова, о том, насколько уникальный шедевр представляет его текст. При более внимательном изучении это впечатление только усиливается. Диалоги начинаются одинаково: Иисус Христос обращается к слушателям с заявлением, которое их удивляет. В ответ на недоумение Спаситель старается возвести их умы к пониманию той духовной истины, которой Он их хочет научить. Это побуждает слушателей сослаться на патриархов: Иакова и Авраама.

В обоих диалогах Иисус Христос говорит неприятные для слушателей вещи. В беседе с самарянкой:

«Правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала» (4:17–18).

В беседе с иудеями:

«Ваш отец — диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего» (8:44).

В обоих случаях после этого меняется отношение к Иисусу Христу. Самарянка догадывается, что перед ней не простой человек: «Господи! вижу, что Ты пророк. Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме» (4:19–20). Иудеи же выказывают грубое презрение: «Не правду ли мы говорим, что Ты Самарянин и что бес в Тебе?» (8:48)2Стоит напомнить, что диалог происходит именно с уверовавшими иудеями (8:30).. Дальше Иисус Христос снова предлагает истины, которые едва ли были удобопонятными для Его собеседников. В беседе с самарянкой: «Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине». (4:23-24). В беседе с иудеями: «Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек». (8:51).

Также можно отметить, что самарянка — единственный человек, которому Иисус прямо сказал о том, что Он есть Мессия (4:26). В беседе же с иудеями (8:58) Иисус прямо сказал, что Он — Яхве: «Истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь» (ἐγὼ εἰμί является указанием на Яхве — имя Бога, с которым Он открылся Моисею в Исх. 3:14). И хотя в Евангелии это выражение неоднократно используется в разных значениях, в данном случае контекст подсказывает, что именно такое понимание имеется в виду (сразу после этого иудеи хотят побить Иисуса камнями (8:59)). 

 

Итог 

В этих диалогах Иисус Христос пытается донести возвышенные истины, говорит о неприятных для собеседников вещах, не опускается до их уровня — но итоги бесед кардинально отличаются. Почему так произошло? Разберем это в следующей статье, чтобы не повторить примера уверовавших иудеев и последовать примеру самарянки.

 Читайте также: Женщины Воскресения: мироносицы и самарянка.