«Где труп, там соберутся орлы» — что это значит для нас?


Вацлав Холлар, «Римские воины»
Вацлав Холлар, «Римские воины»
Источник: Wikimedia Commons

В предыдущих статьях, рассматривающих речь Иисуса Христа на Масличной горе, было отмечено, что ее пророчества относятся к событиям, предшествующим разрушению Иерусалима (Мф. 24:4-25). Продолжим анализ этого евангельского отрывка.

«Итак, если скажут вам: "вот, Он в пустыне", — не выходите; "вот, Он в потаенных комнатах", — не верьте; ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого; ибо, где будет труп, там соберутся орлы» (Мф. 24:26-28).

Мы уже отмечали, что перед разрушением Иерусалима появилось много личностей, который претендовали на мессианство. Здесь Иисус Христос указывает на разницу между Своим пришествием и пришествием лжемессий. Также можно предположить, что Он говорит о различиях событий разрушения Иерусалима и событий Второго пришествия: последнее хоть и нельзя предугадать, но так же нельзя и спутать ни с чем другим.

 

 Что за «птицы небесные»?

Рассмотрим выражение «где будет труп, там соберутся орлы». В первую очередь отметим, что этот образ «птиц небесных», клюющих мертвое тело, нередко используется в Священном Писании (см. Быт. Быт 40:19; 1 Цар 14:11; Ис. 18:6; Иер 15:3; 16:4; 19:7). Когда Бог предупреждает Израиль о проклятиях, которые постигнут его за нарушение Завета, Он произносит и такое:  

«Предаст тебя Господь на поражение врагам твоим <…> И будут трупы твои пищею всем птицам небесным и зверям, и не будет отгоняющего их» (Втор. 28:25-26). 

Поскольку Бог лично создал тело человека (Быт 2:7), то евреи относились к нему с уважением и после смерти тщательно подготавливали  к погребению (Ин. 19:40; ср. Еккл. 6:3). На благоговейное отношение к погребению указывает и тот факт, что за «вопиющие грехи», согласно Священному Писанию, нужно было сжечь человека:  

«Если кто возьмет себе жену и мать ее: это беззаконие; на огне должно сжечь его и их, чтобы не было беззакония между вами» (Лев. 20:14. См. также: Лев. 21:9).  

Поэтому, если человек лишался погребения и его тело оставалось на съедение птицам небесным, для евреев это свидетельствовало о суде Божием над ним.  

То, что Иисус здесь говорит об «орлах» (ἀετός) вместо более привычных «птиц небесных», едва ли случайно. Описывая шествие римских легионов, Иосиф Флавий пишет: «…после появлялись легаты, начальники когорт с трибунами, окруженные отборным войском; за ними несли знамена и посреди них орла, которого римляне имеют во главе каждого легиона. Как царь птиц и сильнейшая из них, орел служит им эмблемой господства и провозвестником победы над всяким врагом, против которого они выступают» (Иуд. война. 3:6:2). Тацит пишет, что орлы были «святыней римских легионов» (Анналы. 2:17. Сравн. Светоний. Гальба. 13). Вполне вероятно, что «орлы» являются отсылкой на римские легионы, которые взяли Иерусалим.

 

Почему Иерусалим — труп?

Примечательно, что еще задолго до Иисуса Христа Господь показал в видении пророку Иезекиилю дом Израилев как мертвые кости (Иез. 37) С другой стороны, отказавшись принять Иисуса Христа, Который есть жизнь (Ин. 11:25), евреи достигли предела нарушения Завета и тем самым сделались духовно мертвыми — трупом. Они отказались от Бога, Который пребывал с ними, и тем самым «оставили свой дом в запустении» (см. Мф. 23:37–38). И таким образом Иисус Христос возвещает, что их постигнет суд Божий, проклятие, которое следовало за нарушение Завета — они потерпят поражение от римских легионов и их трупы не будут удостоены погребения. 

Примечательно также, что среди перечисления проклятий, которые последуют за нарушение Завета, мы встречаем следующее:  

«Пошлет на тебя Господь народ издалека, от края земли: как орел налетит народ, которого языка ты не разумеешь» (Втор. 28:49).  

В Септуагинте здесь используется то же слово, которое использовал и Иисус Христос в Своей речи (ἀετός). Эти наблюдения также подтверждают то, что Спаситель предсказал нашествие и взятие римскими легионами («орлы») Иерусалима («труп»). Иосиф Флавий пишет: «Когда мятежники бежали в город, а храм вместе с соседними зданиями еще горел, римляне принесли свои знамена на священные места и, водрузив их против Восточных ворот, тут же совершили перед ними жертвоприношения и при громких благопожеланиях провозгласили Тита императором». Учитывая, что на знаменах были изображены орлы, вполне вероятно, что это событие и явилось исполнением этого пророчества Иисуса Христа.

 

Были ли причины? 

Также необходимо отметить, что стих «где будет труп, там соберутся орлы» (Мф. 24:28) иногда вводится при помощи союза «ибо» (γὰρ). Этот союз указывает на причинно-следственную связь между предложениями. В первую очередь отметим, что в Критическом издании Нового Завета на основании прочтения наиболее авторитетных рукописей это слово отсутствует. И поэтому значительная часть переводов упускает указание на причинно-следственную связь (напр., перевод Кулакова, Современный русский перевод, английские переводы – ESV, NIV, NAS и др.). Без указания на причинно-следственную связь вышепредложенный вариант объяснения не вызывает затруднений. Если же допустить наличие γὰρ («ибо»), то выводы этой статьи также имеют свои аргументы. 

Изложим их в виде парафраза этих стихов: «Итак, если скажут вам: "вот, Христос в пустыне", — не выходите; "вот, Христос в потаенных комнатах", —  не верьте. Во времена, которые будут предшествовать разрушению Иерусалима ,появится много тех, которые будут выдавать себя за Мессию. Однако, когда Сын Человеческий, настоящий Мессия придет, это будет таким очевидным и ярким событием, как вспышка молнии, которая исходит от востока и видна бывает даже до запада. Все эти признаки (появление лжехристов, войны, голод, землетрясение, проповедь Евангелия) указывают лишь на разрушение Иерусалима. Поэтому, когда увидите, что все это сбывается, то знайте, что римские легионы (орлы) вот-вот устремятся на труп (Иерусалим)».

 

Орлы или стервятники?

Существует также предположение, которое можно выразить следующим переводом Мф. 24:28: «Точно так же, как стая стервятников показывает, что поблизости есть труп, так и эти признаки указывают на то, что конец близок». На первый взгляд, предположение кажется довольно логичным. Однако, во-первых, орел и стервятник — разные птицы. Если стервятник обычно питается падалью, то орел питается ей в исключительных случаях. Евангельские текст говорит об орле, а не стервятнике. Во-вторых, орлы редко собираются в стаи и предпочитают добывать еду в одиночестве. Поэтому такой вариант толкования, несмотря на его логичность, не соответствует тексту Священного Писания.

Читайте также: Как связаны разрушение Иерусалимского храма, пришествие Иисуса Христа и кончина века?