Где находятся рай и ад? Устройство Вселенной в Священном Писании
Для верного понимания святоотеческого и богослужебного наследия важно учитывать, как авторы Писания представляли себе устройство Земли. Они не знали, что наша планета находится в космосе, вращается вокруг Солнца и имеет форму шара (сплюснутого эллипсоида). Поэтому, накладывая наше представления о Вселенной на их творения, мы рискуем неправильно их понять.
Плоская Земля
Согласно мировоззрению авторов Писания, Земля была плоской. Начнем с того, что в Писании говорится о «круге земли» (Притч. 8:27, Ис. 40:22). Иногда это место приводится в качестве аргумента, что мировоззрение авторов Писания соответствовало современным научным представлением. Однако важно понимать слово «круг» не в смысле шара, а именно в смысле круга. Иными словами, наша планета представлялись ветхозаветным авторам в форме плоского круга.
А как же быть с тем, что «Бог распростер север над пустотою, повесил землю ни на чем»? (Иов 26:7) Этот стих выдергивают из контекста Священного Писания в качестве аргумента, что авторы Писания имели представление о космосе. Но даже в той же книге Иова мы читаем, что Бог «сдвигает землю с места ее, и столбы ее дрожат» (Иов 9:6). Псалмопевец также упоминает про столбы земли: «Колеблется земля и все живущие на ней: Я утвержу столпы ее» (Пс. 74:4)
В другом псалме автор пишет: «Господня — земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней, ибо Он основал ее на морях и на реках утвердил ее» (Пс. 23:1–2).
Возникает вопрос: земля основана ни на чем, на столбах, или на морях и реках? Для авторов Писания водная стихия (бездна, море, реки) отождествлялась с хаосом (ничем), поэтому для них не было противоречия в том, что земля основана ни на чем или на морях.
Таким образом, согласно представлениям авторов Писания, в бездне находятся столбы и на них держится земля (плоская в форме круга). Благодаря текстам Священного Писания, а также древним изображениям в синагогах можно примерно реконструировать представления об устройстве Вселенной древних евреев, в том числе и авторов Писания.
Устройство Вселенной в Писании
Рай на небесах
Согласно авторам Писания, Бог находится на небесах (2 Пар. 20:6; Пс. 52:3; 113:11). Когда мы повторяем за псалмопевцем, что «Бог наш на небесах», мы не имеем в виду, что можно полететь на небо и там встретить Его. Более того, мы даже не имеем в виду, что можно полететь выше видимого неба в космос и там увидеть жилище Бога. И даже если человечество сможет полететь еще куда-то, «выше космоса», где люди по-прежнему не встретят Бога, мы будем повторять, что «Бог наш на небесах».
Понятие «на небесах» отражает для нас духовное измерение, которое не соответствует физическому. Можно подумать, что понятия «небо» и «небеса» как раз отражают различие между физическим измерением («небо») и духовным («небеса»). Однако этот принцип не соблюдается в Синодальном переводе: например, в книге Экклезиаста мы читаем, что «Бог на небе» (5:1). Но что более важно, что в оригинале для обозначения местоположения Бога и физической реальности используется одно и то же слово – שָׁמַיִם («шамаим»). Таким образом, говоря, что «Бог наш на небесах» мы понимаем, что псалмопевец хотел до нас донести.
Также добавим, что вера в то, что «Бог на небе» никак не противоречит тому, что Бог вездесущ. Так, утверждая, что Бог на небе, псалмопевец говорит:
«Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо— Ты там; сойду ли в преисподнюю— и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, — и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя. Скажу ли: “может быть, тьма скроет меня, и свет вокруг меня сделается ночью”; но и тьма не затмит от Тебя, и ночь светла, как день: как тьма, так и свет» (Пс. 138:7-12).
Ад под землей
Когда в Писании мы встречаем мысль, что ад находится под землей, это вовсе не означает того, что можно углубиться в недра нашей планеты и там найти ад. Ад — это в том числе противоположность небесам (См.: Иов 11:8; Пс. 138:8; Ис. 7:11; Ам. 9:2). Выражение «находиться в аду» указывало и на крайнюю удаленность от Бога.
Говорит ли это о том, что Бог не присутствует в аде? Первостепенно отметим, что «Божие присутствие» имеет не только разную интенсивность, но и разные последствия. Когда Господь даровал скинию и ковчег Завета как символы Своего присутствия, мы знаем, что с одной стороны это могло приводить как к особому благополучию, так и к смерти (напр. 2 Цар. 6 гл.).
Читайте также: Символика каждения в Священном Писании.
О разных степенях интенсивности Божиего присутствия говорит в том числе и устройство скинии (святая святых, святилище, двор). Исходя из этого, ад – это реальность минимального Божиего присутствия. Псалмопевец исповедовал, что Бог присутствует и в аду: «Взойду ли на небо — Ты там; сойду ли в ад — и там Ты» (Пс. 138:8).
Когда мы говорим, что на небо восходят, а во ад снисходят, мы имеем в виду не физическое перемещение, а путешествие в духовном измерении. В этом случае наглядны слова Иисуса Христа: «И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься» (Лк. 10:15). Речь идет о духовных реальностях: Иисус Христос Своим пребыванием в Капернауме действительно одарил этот город особым Божиим присутствием (вознес до неба). Но ввиду отношения жителей к Нему их ждало лишение всех привилегий Божиего присутствия (низвержение до ада).
Итог
Переводя на современный язык представления об устройстве Вселенной в Писании, выражение «Бог на небе» можно истолковать как «Бог над Вселенной». Аналогично выражению «ад под землей» соответствует «ад под Вселенной». Но такая терминология указывает лишь на максимальную дистанцию. Куда важнее здесь духовные реалии, которые стоят за этим. Говорить о физическом местонахождении ада так же бессмысленно, как и говорить о физическом местонахождении Божиего престола на небесах.
Представления об устройстве Вселенной, приведенные в Священном Писании, кажутся нам примитивными в сравнении с современными. Но из истории мы знаем, что представления об устройстве Вселенной менялись, и вряд ли общепринятое сегодня устройство Вселенной полностью отражает действительность.
Мы также верим в существование духовного измерения. Мы верим, что это измерение на самом деле реальнее, чем физическое измерение. Мы верим, что авторы Писания использовали описание физических реалий, чтобы донести до нас духовные истины. Например, Иисус Христос учил: дождь посылается и грешным, и праведникам ввиду милосердия Отца Небесного (Мф. 5:45). С другой стороны, Господь предостерег нас, что если мы будем жить, следуя за нашими порочными желаниями и не будем слушать Его, то «небеса твои, которые над головою твоею, сделаются медью, и земля под тобою железом; вместо дождя Господь даст земле твоей пыль, и прах с неба будет падать, падать на тебя, доколе не будешь истреблен» (Втор. 28:23-24).
Поэтому важно помнить, что Священное Писания — это не учебник по устройству физической Вселенной. Пусть тот факт, что Господь сумел использовать «примитивные» представления людей об устройстве Вселенной, чтобы донести до нас духовные реалии, послужит для нас поводом изумиться Его премудрости!
С другими статьями автора можно ознакомиться на его телеграм-канале.