Гадания в Библии


Маттиас Стом «Саул и Аэндорская ведьма»
Маттиас Стом «Саул и Аэндорская ведьма»
Источник: Wikimedia Commons

В дни святок, связанные в сознании многих людей с гаданиями, уместно вспомнить, что Библия говорит на этот счет. Ветхозаветная традиция находилась на перекрестке древнеегипетской и месопотамской культур; кроме того, были сильны традиции ханаанейских народов, населявших Палестину. В Месопотамии гадали по маслу, печени, выкидышам овец, звездам, расположению города, положению статуи во время процессии, внутренностям диких животных, птицам… Этот список можно было бы продолжить. Гадание рассматривалось как стратегически важное средство, и не случайно Ашшурбанипал, последний великий царь Ассирии, распорядился свезти в свою столицу Ниневию все тексты по истолкованию знаков, какие можно было только найти в Вавилонии. Знаменитая библиотека Ашшурбанипала (в которой гадательные тексты занимали значительное место) была, говоря современным языком, базой данных ФСБ. Она должна была служить безопасности государства, а вовсе не «культурному времяпрепровождению».

Такой подход, ограничивающий свободу Бога, был глубоко чужд библейской культуре. История пророка Ионы, предсказание которого не сбывается, потому что Бог передумал, — самый яркий пример библейского отношения к предсказаниям. Предсказание Ионы не сбылось именно потому, что Иона — истинный пророк. Он истинный, потому что открывает волю Божию. А воля Божия в том, что Он «не хочет смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был» (Иез. 33:11). Иона предсказал разрушение города, но народ раскаялся — и Бог принял это.

Библия упоминает множество гадательных обрядов. Вот лишь некоторые из них:

  • ночевки в погребальных пещерах (Ис. 65:4) — вероятно, ради вещих снов;
  • некромантия через медиума, который по-древнееврейски назывался «ов» (Лев. 19:31; в синодальном переводе — «вызывающий мертвых»). Согласно трактату Санхедрин Вавилонского Талмуда, голос умершего звучал у такого медиума из подмышек;
  • некромантия через медиума-«ведуна», йид‘они (Лев. 19:31; в синодальном переводе — «волшебник»). Согласно тому же трактату, умерший прорицал через рот «ведуна», при этом «ведун» клал в рот особую кость;
  • вопрошание о судьбе через оракула. В 4 Цар. 1:2 рассказывается о том, как израильский царь Охозия во время болезни направил послов к «Веельзевулу, божеству Экрона», чтобы узнать, выздоровеет ли он.

В свете сказанного выше, подобные обряды, даже если они не предполагали обращения к языческим богам, как в случае с 4 Цар. 1:2, подменяли самую суть библейского представления о личностном Боге. Именно поэтому гадания неоднократно ставятся в Ветхом Завете В ОДИН РЯД с язычеством (4 Цар. 21:3-6; Втор. 18:9-14).

Это отношение к гаданиям перешло и в Новый Завет. Самый яркий пример содержится, безусловно, в Книге деяний святых апостолов. В ней рассказывается о том, как под влиянием проповеди апостола Павла жители Эфеса (одного из крупнейших религиозных центров Римской империи), занимавшиеся «чародейством», сожгли свои книги по магии (Деян. 19:19). Апостол и Евангелист Лука, автор книги Деяний, был превосходным историком, любившим точные цифры и маршруты. И, говоря о событиях в Эфесе, он не ограничивается фактом обращения чародеев и гадателей: он указывает общую стоимость сгоревших книг! Эта стоимость составила 50 000 драхм. Если стоимость одной драхмы составляла приблизительно 40 долларов США, то мы получаем сумму в 2 миллиона долларов!