Что стало с адом?


Воскресение Христово. Мозаика церкви Святых Апостолов (Двенадцати Апостолов) в Салониках, Греция
Воскресение Христово. Мозаика церкви Святых Апостолов (Двенадцати Апостолов) в Салониках, Греция
Источник: Демид / Fotoload

В прошлых статьях мы разобрали местонахождение ада и рая и вспомнили то, что известно из Писания об аде. Сегодня разберем то, что произошло с этим местом после Воскресения Христова.

Что происходило с человеком в аду? 

До пришествия Иисуса все умершие нисходили в ад: как праведники, так и беззаконники (См.: Быт. 37:35; Пс. 88:49; Эккл. 9:2-3). Это было место частичного небытия: «Все, что может рука твоя делать, по силам делай; потому что в аде, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости» (Эккл. 9:10).  Пророк Исаия, предсказывая падение вавилонского царя, пишет: «Ад преисподний пришел в движение ради тебя, чтобы встретить тебя при входе твоем; пробудил для тебя Рефаимов, всех вождей земли; поднял всех царей языческих с престолов их. Все они будут говорить тебе: и ты сделался бессильным, как мы! и ты стал подобен нам!» (Ис. 14:9-10). В другом месте, пророк так описывает падение того же царя: «Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней. Видящие тебя всматриваются в тебя, размышляют о тебе: "тот ли это человек, который колебал землю, потрясал царства, вселенную сделал пустынею и разрушал города ее, пленников своих не отпускал домой?"» (Ис. 14:15-17).  Язык, используемый для описания этого полусуществования «в глубинах земли» удручающ. Это место глубокой и постоянной тьмы (Иов 10:21; Пс. 87:7, 12; Плач 3:6).

Учитывая, что человек не мог освободиться от рабства греху, отправление после смерти в место максимально, удаленное от Божиего милостивого присутствия, вполне логично. Несмотря на то, что праведники и грешники вместе отправлялись в ад, отношение к этой реальности было разное. Для беззаконников с попаданием в ад все заканчивалось. Праведники же верили и надеялись, что Божия любовь найдет способ, как преодолеть все и воссоединиться с человеком (Пс 15:10, 48:16; Песн. 8:6; Ос. 13:14). Поэтому в богослужебных песнопениях мы видим, что праведники томились ожиданием, находясь в аду: они ждали, когда Обетованный Мессия преодолеет смерть, когда Бог ввиду своей любви найдет способ воссоединиться с человеком, когда человечество будет освобождено от власти ада:

«Вспоминали о Тебе заключенные во аде и изнемогавшие души праведников и молились Тебе о спасении, которое Крестом Ты, Христе, даровал, в подземные места сойдя, как милосердный» (6 песнь воскресного канона 7-го гласа).

Иисус в аду 

Сын Божий, став Человеком, по всему уподобился нам, вплоть до того, что после смерти низошел в ад. Собственно говоря, добровольное схождение Спасителя в ад является наглядным примером того, насколько глубока Божья любовь: Он во всем уподобился нам, даже в том, что происходит с человеческим родом после смерти.

Сошествие Иисуса Христа во ад — это то парадоксальное событие, которое наш ум не силах полностью постигнуть. Что будет, когда Бог вторгнется в реальность, максимально удаленную от Него (ад)? Что будет, когда Источник жизни вторгнется в царство мертвых? Как Божия любовь преодолеет максимальную дистанцию, созданную людьми между Богом и человечеством? Песнопения Великой Субботы (и не только) глубоко, умилительно, возвышенно передают смысл данного события. Несколько примеров: 

«Содрогнулся ад, видя Тебя, Спаситель, Жизни Подателя, расхищающего его богатство и от века умерших воскрешающего». 

«В сей день ад со стоном вопит: “Ниспровергнута моя власть: принял я Смертного, как одного из умерших, но удерживать Его совсем не могу”». 

Приведем слова из молитвы, читаемой на Литургии Василия Великого, в которых так передается смысл сошествия Спасителя во ад: «Через Крест сойдя во ад, чтобы наполнить Собою все, прекратил муки смерти». Мы видим, что сошествия во ад – это добровольный выбор Иисуса Христа: Он Сам решил через крестную смерть сойти во ад. Во-вторых, Он наполнил ад Собою, Своим Божественным присутствием. Мы отмечали, что несмотря на то, что ад был местом максимальной отдаленности от Божиего присутствия, тем не менее Бог, как Вездесущий был и там. Но Своим сошествием Иисус Христос лишил ада свойства максимальной отдаленности от Бога. 

Наконец, что значит, что Иисус Христос прекратил муки смерти? Праведники, находясь в аду томились ожиданием, когда Бог преодолеет отдаленность человечества от Бога. Низойдя во ад, Богочеловек прекратил это томительное ожидание. Поэтому мы и поем: «Безмерное Твое милосердие видя, Христе, связанные узами ада к свету устремлялись радостными стопами» (5-я песнь пасхального канона). Вот почему теперь праведники после смерти не отправляются в ад — освободившись от греха, зачем им отправляться в место томления, где люди ожидали, когда Бог освободит их от состояния? Кстати, куда они отправляются — это отдельный, интересный вопрос. В приведенном пасхальном песнопении они «к свету устремлялись радостными стопами». 

А как быть с беззаконниками, которые не ожидали пришествия Спасителя? В первую очередь отметим, что они не томились ожиданием пришествия Мессии. Поэтому нахождение во аде для них было куда скучнее и мучительнее — полное отчаяние и безнадежность. Важный урок: надежда связана с томлением ожидания, но без этого томления жизнь несравненно мучительнее. Когда Спаситель сошел во ад, беззаконники не пошли за Ним, они не устремились «к свету веселыми ногами». Зачем? Неверие в то, что с Богом жизнь прекраснее, отсутствие надежды, что Бог освободит их, привычка жить как хочется, а не по Божиим заповедям и тому подобные вещи лишили людей возможности устремиться к Богу, принять Его любовь. Беззаконники так и остаются во аде до Второго пришествия, когда после вынесения окончательного приговора обитатели ада будут повержены в озеро огненное (Откр. 20:14).

Возможно, что после сошествия Христа во ад, когда Бог наполнил Своим присутствием эту максимально удаленную от Него реальность, беззаконники также испытывают Божие присутствие, только воспринимая его как что-то мучительное, наказывающее.

Итоги 

Итак, разрушил ли Христос ад? Конечно! Имеет ли теперь ад власть над родом человеческим? Нет, конечно! Упразднено ли царствование ада над род человеческим? Однозначно да! Можно ли сейчас отправиться в ад? Конечно! Люди, которые живут беззаконно, пойдут в ад? Однозначно да! Иисус Христос упразднил все, что мешало быть человеку и Богу вместе, снова наслаждаться райской жизнью. Но если мы этого не принимаем, если мы живем не по Божиим заповедям, не по Его воле – мы сами удаляемся от Бога, сами лишаем себя Его милостивого и благодатного присутствия. Можно сказать, что тем самым мы превращаем нашу жизнь в ад: существование, максимально удаленное от Бога. Рай и ад начинаются уже здесь и сейчас. И едва ли есть смысл надеяться на то, что здесь я буду жить по своей воле, в свое удовольствие, не впуская Бога в свою жизнь (чем не ад?), а затем, после смерти, вдруг захочу быть с Богом, жить по Его воле и пойду в рай. Давайте же сделаем все, что от нас зависит, чтобы уже здесь и сейчас жить по Божией воле, по Его заповедям, жить на земле, как на небе! Давайте уже здесь и сейчас будем приобщаться жизни граждан Царства Божиего, ведь Бог сделал все, чтобы мы имели эту возможность!

С другими статьями автора можно ознакомиться на его телеграм-канале.