Что призывает нас возлюбить апостол Петр?


Евхаристия (Причащение Апостолов). Фреска Великой Лавры Святого Афанасия на Афоне, 1535 г.
Евхаристия (Причащение Апостолов). Фреска Великой Лавры Святого Афанасия на Афоне, 1535 г.
Источник: Демид / Fotoload

«Итак, отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие, как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение; ибо вы вкусили, что благ Господь» (1 Пет. 2:1-3). 

Что же призывает нас возлюбить апостол Петр в этих стихах? Наиболее распространенный вариант объяснения — Священное Писание. Иными словами, апостол призывает возлюбить изучение Слова Божиего. 

Казалось бы, большинство аргументов говорят в пользу этого. Так, в ближайшем контексте апостол Петр говорит, что христиане возродились от нетленного семени — слова Божиего (1:23). Изучение слова Божиего приносит пользу в деле спасения (2 Тим. 3:16-17). Понятие «словесное» (λογικὸν) этимологически родственно «Божиему слову» (λόγος). Ну и конечно, слово Божие чисто. 

Конечно, изучение слова Божиего важно. Но в этих стихах апостол Петр, скорее всего, призывает христиан возлюбить причастие святой Евхаристии. Рассмотрим аргументы в пользу этого. 

  1. Глагол «вкусили» соответствует евхаристическому пониманию этих стихов.
  2. Слова «ибо вы вкусили, что благ Господь» являются цитатой 33 псалма, который в церковной традиции также связан с таинством Евхаристии (поется как благодарственный в конце Литургии).

Хотя связь между «словесным» (λογικὸν) и «словом» (λόγος) действительно есть, она свидетельствует в пользу Евхаристии. Сама жертва в молитвах евхаристического канона неоднократно называется «словесным служением» (λογικὴν λατρείαν). В Новом же Завете это слово употребляется два раза. Помимо анализируемого случая, его использует апостол Павел в послании к Римлянам: «Итак, умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного (словесного) служения (τὴν λογικὴν λατρείαν) вашего» (12:1).  

«Словесный» — значит, разумный, обоснованный, целесообразный. Получается, апостол Павел призывает христиан представить свои тела как жертву живую, святую, угодную Богу. Потому что только в этом случае их служение Богу будет соответствовать званию христианина. Аналогичным образом апостол Петр призывает христиан возлюбить Причастие Святых Таин как пищу, соответствующую христианину. Тело и кровь Спасителя часто называются Пречистыми Тайнами, поэтому апостол Петр называет молоко чистым. 

И наконец, причем здесь молоко? Дело в том, что апостол Петр называет христиан  «новорожденными младенцами». Как после физического рождения младенец живет и возрастает благодаря материнскому молоку, так и после «духовного рождения» ему нужно полюбить соответствующее молоко, чтобы духовно возрастать. Если мы рождаемся благодаря слову Божиему (1 Пет. 1:23), то причина нашего взросления и совершенствования другая — причащение Евхаристии. 

Также отметим, что ближайший контекст не противоречит такому пониманию, а скорее его подтверждает. Напомнив христианам, что они возродились от слова Божьего (1:23-25), апостол в этих стихах переходит к практическим советам, которые вводит при помощи «итак» (οὖν). Поэтому смена предмета обсуждения оправдана. Последующие стихи (2:4-6), в которых Петр говорит о значении Иисуса Христа в жизни христианина, апостол начинает словами «приступая к Нему». Эти стихи напоминают, что, приступая к Евхаристии, мы приступаем к Самому Иисусу Христу. 

Таким образом, слова апостола Петра можно перефразировать:

«Итак, отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие, как новорожденные младенцы, возлюбите чистую Евхаристию, дабы от нее возрасти вам во спасение; ибо вы вкусили, что благ Господь. Как для взросления и совершенствования младенцев целесообразно питаться молоком, так и для вашего возрастания во спасение целесообразно питаться Святой Евхаристией». 

Казалось бы, что может быть проще, чем возлюбить Святую Евхаристию? Но сама подготовка, предложенная святым апостолом — «отложить всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие», — показывает, что на пути к Евхаристии может возникнуть немало проблем, как внешних, так и внутренних. Однако последуем призыву апостола Петра и устремимся возлюбить ее, чтобы наш духовный рост не останавливался.