Что призывает нас возлюбить апостол Петр?
«Итак, отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие, как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение; ибо вы вкусили, что благ Господь» (1 Пет. 2:1-3).
Что же призывает нас возлюбить апостол Петр в этих стихах? Наиболее распространенный вариант объяснения — Священное Писание. Иными словами, апостол призывает возлюбить изучение Слова Божиего.
Казалось бы, большинство аргументов говорят в пользу этого. Так, в ближайшем контексте апостол Петр говорит, что христиане возродились от нетленного семени — слова Божиего (1:23). Изучение слова Божиего приносит пользу в деле спасения (2 Тим. 3:16-17). Понятие «словесное» (λογικὸν) этимологически родственно «Божиему слову» (λόγος). Ну и конечно, слово Божие чисто.
Конечно, изучение слова Божиего важно. Но в этих стихах апостол Петр, скорее всего, призывает христиан возлюбить причастие святой Евхаристии. Рассмотрим аргументы в пользу этого.
- Глагол «вкусили» соответствует евхаристическому пониманию этих стихов.
- Слова «ибо вы вкусили, что благ Господь» являются цитатой 33 псалма, который в церковной традиции также связан с таинством Евхаристии (поется как благодарственный в конце Литургии).
Хотя связь между «словесным» (λογικὸν) и «словом» (λόγος) действительно есть, она свидетельствует в пользу Евхаристии. Сама жертва в молитвах евхаристического канона неоднократно называется «словесным служением» (λογικὴν λατρείαν). В Новом же Завете это слово употребляется два раза. Помимо анализируемого случая, его использует апостол Павел в послании к Римлянам: «Итак, умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного (словесного) служения (τὴν λογικὴν λατρείαν) вашего» (12:1).
«Словесный» — значит, разумный, обоснованный, целесообразный. Получается, апостол Павел призывает христиан представить свои тела как жертву живую, святую, угодную Богу. Потому что только в этом случае их служение Богу будет соответствовать званию христианина. Аналогичным образом апостол Петр призывает христиан возлюбить Причастие Святых Таин как пищу, соответствующую христианину. Тело и кровь Спасителя часто называются Пречистыми Тайнами, поэтому апостол Петр называет молоко чистым.
И наконец, причем здесь молоко? Дело в том, что апостол Петр называет христиан «новорожденными младенцами». Как после физического рождения младенец живет и возрастает благодаря материнскому молоку, так и после «духовного рождения» ему нужно полюбить соответствующее молоко, чтобы духовно возрастать. Если мы рождаемся благодаря слову Божиему (1 Пет. 1:23), то причина нашего взросления и совершенствования другая — причащение Евхаристии.
Также отметим, что ближайший контекст не противоречит такому пониманию, а скорее его подтверждает. Напомнив христианам, что они возродились от слова Божьего (1:23-25), апостол в этих стихах переходит к практическим советам, которые вводит при помощи «итак» (οὖν). Поэтому смена предмета обсуждения оправдана. Последующие стихи (2:4-6), в которых Петр говорит о значении Иисуса Христа в жизни христианина, апостол начинает словами «приступая к Нему». Эти стихи напоминают, что, приступая к Евхаристии, мы приступаем к Самому Иисусу Христу.
Таким образом, слова апостола Петра можно перефразировать:
«Итак, отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие, как новорожденные младенцы, возлюбите чистую Евхаристию, дабы от нее возрасти вам во спасение; ибо вы вкусили, что благ Господь. Как для взросления и совершенствования младенцев целесообразно питаться молоком, так и для вашего возрастания во спасение целесообразно питаться Святой Евхаристией».
Казалось бы, что может быть проще, чем возлюбить Святую Евхаристию? Но сама подготовка, предложенная святым апостолом — «отложить всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие», — показывает, что на пути к Евхаристии может возникнуть немало проблем, как внешних, так и внутренних. Однако последуем призыву апостола Петра и устремимся возлюбить ее, чтобы наш духовный рост не останавливался.