Что подарить Иисусу в день Его Рождества?


Рождество Христово. Фреска храма Атени Сиони (Атенский Сион), Грузия. Около 1080 года. Фрагмент. Волхвы
Рождество Христово. Фреска храма Атени Сиони (Атенский Сион), Грузия. Около 1080 года. Фрагмент. Волхвы
Источник: Демид / Fotoload

Это может показаться удивительным, но традиция делать подарки в день рождения имеет свои обоснования в Священном Писании. Именно об этом мы читаем в евангельском повествовании о волхвах, которые пришли поклониться рожденному Спасителю. Евангелист Матфей сообщает, что волхвы «войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну» (Мф. 2:11).

Конечно, празднуя рождение нашего Спасителя, мы бы тоже хотели сделать Ему подарок. И не просто какой-нибудь обыденный подарок. Каждый из нас хотел бы удивить Спасителя, подарить нечто необычное, выходящее за рамки обыкновенного. Но как это сделать? Мы уже не можем отправиться в Вифлеем и преподнести младенцу Иисусу какие-то материальные блага, подобно волхвам. Подарок волхвов был в свое время очень кстати. Церковь воспевает, что волхвов удивила нищета новорожденного Царя, и своими дарами они хоть как-то восполнили эту нищету и помогли святому Семейству.

Но сейчас Иисус разделяет всю полноту божественной власти и богатства Небесного Отца, и никакими, даже несметными сокровищами Его не удивить. Поэтому вполне справедливо задаться вопросом: а насколько осуществимо желание удивить Небесного Царя подарком? Может, нужно трезво смотреть на свою бедность и даже не пытаться появиться в Его божественных чертогах?

Однако евангелисты пишут (Мф. 8:10; Лк. 7:9), что кто-то удивил Иисуса. Например, сотник, чьего имени мы не знаем. Удивил тем, что показал такую веру, которую Сын Человеческий не встретил среди богоизбранного народа. Удивил не тем, что что-то подарил Иисусу, а наоборот, тем, что принял подарок от Иисуса — получил исцеление своего слуги.

Парадокс: Спаситель удивляется не подаркам людей, а тому, что люди принимают Его подарки. Наш Царь удивляется, когда Его слуги верят в Его доброту, Его любовь. Удивляется, когда эта вера побеждает страх и делает слуг смелыми и дерзновенными. Удивляется, когда эта вера понуждает Его одаривать Своих слуг, обогащать их, давать новые привилегии. Словами Иоанна Златоуста Иисус призывает нас: «Трапеза обильна, — насыщайтесь все; телец велик, — никто пусть не уходит голодным; все наслаждайтесь пиршеством веры; все, пользуйтесь богатством благости. Никто пусть не жалуется на бедность; ибо открылось общее царство. Никто пусть не плачет о грехах; ибо из Вифлеема воссияло прощение».

И Небесного Царя удивит тот, кто больше насытится этой трапезы, тот кто больше возьмет богатства Его благости. Поэтому, если мы по-прежнему хотим удивить Иисуса, преподнести Ему особый подарок — нужно открыть свои ладони пошире и приступать с дерзновением к престолу благодати (Евр. 4:16). Апостол Павел предупреждает, что величие могущества Бога в нас, верующих по действию державной силы Его, безмерно (Еф. 1:19). Поэтому, когда мы приступаем к Господу, мы не удивим Его своей скромностью. Бог хочет действовать в нас, ведя от победы к победе, от добродетели к добродетели, от чуда к чуду. Господь хочет через Своих ограниченных, жалких слуг проявить Свое безмерное, преизобильное величие. И когда эти слуги соглашаются с Царем — это вызывает улыбку на лице Царя. Его не впечатляет, когда слуги пытаются доказать Ему, что они не способны, что они грешны и недостойны этих благ. Известен даже случай, когда такое отношение вызвало Божий гнев (Исх. 4:14). Иисуса впечатляет, когда Его слуги с преданной покорностью смотрят на Него и соглашаются с Его замыслами, какими бы недостижимыми они не казались!

Читайте также: «Украденное Рождество»? Почему Евангелисты по-разному рассказали о рождении Иисуса

Его приводит в восторг, когда эти жалкие создания пленяются величием и красотой Своего Царя и верят, что даже вопреки их собственной бедности и безобразию, Этот Царь может дать им будущее и жизнь с избытком. Ведь именно когда мы доверяем Ему, соглашаемся с Его планами, тогда Он наконец может обогатить нас и восполнить все безобразие, от которого мы сами никогда не сможем избавиться. Небесного Царя приводит в восторг, когда эти слуги падают на колени и исповедуют: «Иисус, принимаем то, что Ты сделал для нас! Мы принимаем, что Ты спас нас и примирил с Богом! Мы принимаем, что Ты простил нас и искупил! Мы благодарим Тебя за то, что Ты из любви Своей освободил нас от греховного рабства!» Конечно, если мы будем приходить дерзко (а не смело) и злоупотреблять Божиими дарами — едва ли мы что-то получим, кроме справедливого негодования. Но если мы любим Господа и желаем жить по Его заповедям, тогда нужно быть смелыми и все больше и больше учиться принимать Его дары!

Кто примет больше подарков, тот сможет удивить Небесного Царя! Этот принцип может прозвучать очень просто, но на самом деле принимать Божественные дары — это целое искусство. Ведь с одной стороны, если мы будем постоянно пытаться доказать Господу, что недостойны Его даров, то в конечном итоге такой эгоцентричностью можем просто оскорбить Бога и едва ли что-то получим. Но если мы будем пытаться доказать Ему, что достойны Его даров, что мы их заслужили — будем дерзкими и гордыми и тоже едва ли что-то получим. И даже когда мы обогащаемся божественными дарами, можем забыть о Своем Благодетеле и подумать, что это мы такие превосходные, что заслужили это своей богоугодной жизнью. И конечно, после такого помрачения Господь может отнять Свои дары, чтобы мы увидели свою бедность без покрова Божиего богатства.

Принимая подарок, мы не отказываемся от него, ссылаясь на недостоинство. Но если мы пытаемся заработать подарок, он перестает быть подарком. Поэтому так важно научиться принимать божественные дары и служить ими во славу Божию. И пусть каждый из нас, доверившись благости и любви Господа, так откроет и примет безмерное богатство Бога, что об этом можно будет написать: «Услышав сие, Иисус удивился» (Мф. 8:10).

Подытожить эти размышления уместно молитвенным исповеданием: «Иисус Господь, мы благодарим Тебя за все бесчисленные дары, которые Ты нам дал, даешь и дашь в будущем! И мы славословим Тебя, ибо Ты учишь нас принимать Твои дары! Не пытаться зарабатывать их и не отказываться от них, а вместе с Твоей Пречистой Матерью смиренно исповедовать: „Вот мы, рабы Твои, да будет нам по слову Твоему!“».