Чему мы можем научиться у «блудницы» самарянки


Беседа Христа с самарянкой. Фреска Лесновского монастыря (Македония). XIV век
Беседа Христа с самарянкой. Фреска Лесновского монастыря (Македония). XIV век
Источник: Демид / Fotoload

В своем творении «О Шестодневе» Григорий Нисский, как он сам сообщает, иногда говорит «нечто несогласное с общим мнением». Комментируя это, святитель пишет: «наше (имеется в виду «О Шестодневе») да предлагается читателям, как ученическое в каком-либо училище упражнение, от которого никому никакого не произойдет вреда… Ибо слова сего не выдаем за догмат… но признаемся, что упражняем только свое разумение в предлагаемых мыслях, а не истолковательное учение излагаем в последующем».

В случае с размышлениями над евангельским повествованием о Иисусе и самарянке мы, подобно Григорий Нисскому, признаем, что скажем «нечто несогласное с общим мнением. Но слова сего не выдаем за догмат, но признаемся, что упражняем только свое разумение в предлагаемых мыслях, от которого никому никакого не произойдет вреда». 

Самарянка–блудница 

Есть мнение, что самарянка, с которой беседовал Иисус Христос (Ин. 4 гл.) была блудницей. Такой вариант мы встречаем как в богослужебной традиции, так и в творениях некоторых святых отцов. Это предположение влияет на понимание евангельского текста. Евангелист Иоанн Богослов упоминает, что самарянка пришла к источнику около шестого часа (4:6). Это обычно объясняют следующим образом: она приходила по воду тогда, когда никто не шел туда: шестой час — самый жаркий период дня. Она поступала так, чтобы избежать поношения со стороны людей. Когда она сказала Иисусу, что у нее нет мужа, Он сказал ей: «Правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала» (Ин. 4:17-18). Эти слова оказали решающее значение при идентификации самарянки как блудницы. И наконец, она пригласила своих сограждан пойти к Иисусу следующими словами: «Пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала» (Ин. 4:29) «Все, что я сделала» обычно толкуют как указание на ее прежний греховный образ жизни. А тот факт, что женщина интересуется религиозными вопросами, которые едва ли бы составляли что-то значимое для блудницы («Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме» — Ин. 4:20; «Знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все» Ин. 4:25), объясняют внезапной духовной переменой самарянки. 

Однако все же трудно согласиться с тем, что самарянка была блудницей. Первостепенно отметим, что прп. Ефрем Сирин не считал так. Придерживаясь таких же взглядов, обратим более пристальное внимание на сам евангельский текст. 

Самарянка в го́ре

Почему женщина пришла по воду в то время суток, когда обычно никто не ходил? Люди стремятся к уединению не только ввиду стыда за грехи, но также и переживая горечи жизни. Иногда в эти периоды мы не хотим никого видеть и ни с кем общаться (см. Плач Иер. 3:28). Поэтому вполне допустимо, что самарянка приходила за водой одиноко, чтобы таким образом легче переживать свою боль. Что это была за боль? Потеря пяти мужей. В книге Товита мы читаем историю Сарры, которую отдавали семи мужьям и все их «умертвил Асмодей, злой дух, прежде, нежели они были с нею, как с женою». (Тов. 3:8).

Слушайте книгу Товита в озвучке профессиональных чтецов.

Необязательно, что с самарянкой случилось то же самое. Допустим, что она была бесплодна, и поэтому пять мужей попросту бросали ее. А тот, с которым она теперь жила под одной крышей, отказывался вступить с ней в законный брак. Можно допустить, что пять мужей умерли, а тот, с которым она жила вместе, отказывался вступить в законный брак. Женщина без мужа в то время была беззащитной и с трудом могла обеспечивать себе проживание, поэтому она и согласилась жить вне брака. Прп. Ефрем Сирин предположил, что пять мужей самарянки умерли подряд, и это заставило других опасаться жениться на ней. А это привело к тому, что другие стыдили женщину за то, что она не выходит замуж, и она сама лгала всем о замужестве.

Слова Иисуса Христа «правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала» можно понимать как свидетельство того, что Он знает ее боль и сопереживает ей (что соответствует тому отношению, которое Иисус Христос являет к страдающим людям). И когда она пригласила самарян «пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала» — их это привлекло, поскольку они знали о бедствии этой женщины, но не знали его причин. 

Самарянка как истово верующая 

Другим важным аргументом, почему трудно согласиться, что самарянка была женщиной легкого поведения — это ее ревность к духовной жизни. Она выразила удивление, что Иисус заговорил с ней. Это можно объяснить тем, что она, как падшая грешница, удивилась, что ей уделили внимание. Но она выражает свое удивление, ссылаясь на то, что Иисус был иудеем, а она самарянкой (если она была б женщиной легкого поведения, разве ей не все равно было бы, кто с ней заговорил?). Из исторического контекста мы понимаем причину того, что самаряне и иудеи не пользовались совместно одними и теми же вещами (συγχρῶνται, в Синодальном переводе: «не общаются»): еврей, который воспользовался сосудом для питья после того, как к нему прикоснулся самаритянин, стал бы церемониально нечистым.  С другой стороны, самаряне также считали иудеев как минимум сектантами.

В любом случае, «необщение» самарян и евреев было вызвано ревностью хранить чистоту веры. И как мы видим, для самарянки этот вопрос не безразличен: по крайней мере она удивляется, что Иисус нарушает предписания. Услышав слова Иисуса «Если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: "дай Мне пить", то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую» (Ин. 4:10), самарянка пытается призвать Его к более умеренной самооценке, ссылаясь на патриарха Иакова: «Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его?» (Ин. 4:12) Ее интерес узнать, где правильно поклоняться Богу, а также ожидание пришествия Мессии явно свидетельствуют против того, что она женщина аморального поведения и в пользу того, что это женщина, изведавшая горе, но ожидавшая милости Божией, стараясь верно служить Ему. Мы видим, что ревность к духовной жизни у самарянки не появляется после «внезапной перемены», а присутствует из самого начала. 

Самарянка — «дочь» Иосифа 

Примечательно, что в начале рассказа о беседе Иисуса Христа с самарянкой Иоанн Богослов упоминает Иосифа, сына патриарха Иакова: «Приходит Иисус в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу» (Ин. 4:5). Конкретизация «близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу» вызывает вопрос: зачем евангелист приводит эти сведения? Если мы принимаем, что самарянка была женщиной, изведавшей горе, но после встречи с Иисусом Христом она стала источником благословения для своих сограждан, то в этом образе не трудно увидеть Иосифа. Как Иосиф в свое время изведал горечи жизни, но, верно служа Богу, получил милости, так и самарянка стала тем единственным человеком, которому Иисус Христос во время земной жизни засвидетельствовал, что Он Мессия, сделав ее апостолом для своих сограждан. И наконец, ее память не стирают века. Мы видим, как ее история перекликается с историей Иосифа. Можно сказать, что своим примером она является подлинной дочерью Иосифа. 

Связь между Иосифом и самарянкой на этом не заканчивается. Мы могли бы вспомнить, что Иосиф получил особое благословение от своего отца во время смерти Иакова. Это было обещание, что он станет «плодоносящей виноградной лозой, перелезающей через стену» (Быт. 49:22). В Псалме 80:8 говорится о виноградной лозе, выведенной из Египта, побеги которой распространились по всей земле, в конечном итоге принеся спасение миру через истинную виноградную лозу. В Евангелии от Иоанна 15:1 мы читаем, что Иисус отождествил Себя с истинной виноградной лозой. Подобно древнему Израилю, Иисус также был символически выведен из Египта. (Мф. 2:15). В своем разговоре с самарянкой Иисус —виноградная лоза в обетовании Иакова Иосифу — фактически перелез через стену вражды между иудеями и самарянами-израильтянами, чтобы объединить эти две части Своего Царства Своей личностью, учением и делами. Глубоко символично, что этот разговор происходит у того самого колодца, который был построен Иаковом.

Итог

Пусть же пример этой женщины будет для нас напоминанием, что если мы будем стремиться к Господу и среди трудностей не оставлять попыток найти истину, Господь не только исполнит наши прошения, но и с избытком восполнит все те потери и горести, которые нам пришлось, приходиться и придется пережить!

С другими статьями автора можно ознакомиться на его телеграм-канале.