Чем занимался апостол Павел днем и ночью


Святой Апостол Павел. Фреска храма Протатон (Протат) на Святой Горе Афон. Конец XIII века
Святой Апостол Павел. Фреска храма Протатон (Протат) на Святой Горе Афон. Конец XIII века
Источник: Демид / Fotoload

Апостол Павел известен большинству христиан главным образом как великий и неустанный проповедник Евангелия. Но внимательно перечитывая Священное Писание, мы находим и другие признаки совершенства его христианской жизни.

Будучи вынужденным «хвастаться» перед коринфянами, апостол Павел среди многих своих подвигов отмечал, что «часто проводил жизнь в бдениях» (2 Кор. 11:27). Сутки, а то и несколько суток подряд без сна — едва ли кто-то назовет это приятным. Даже поспав меньше обычного, мы тотчас ощущаем последствия. Но апостол Павел в своей ревности был вынужден отказывать себе даже во сне. В других текстах Священного Писания мы узнаем, чему посвящал апостол Павел свои бдения.

В Первом послании к Фессалоникийцам апостол пишет: «Вы помните, братия, труд наш и изнурение: ночью и днем работая, чтобы не отяготить кого из вас» (1 Фес. 2:9). Этот же подвиг, святой Павел упоминает и во втором послании к тем же христианам. Апостол пишет, что они (имеются в виду апостолы Павел, Силуан и Тимофей) «занимались трудом и работою ночь и день, чтобы не обременить кого из христиан» (2 Фес. 3:8). Учитывая, что труд был неотъемлемой частью жизни апостола Павла (см. Деян. 20:34, 2 Кор. 11:27) вполне вероятно, что такой подвиг он нес не только во время проповеди в фессалоникийских общинах, но и в последующих своих миссионерских путешествиях. Современный человек поставил бы ему следующий диагноз: трудоголизм. Но как мы видим, апостол Павел не только не считал такое отношение к работе предосудительным, но даже ставил его в пример другим христианам. Многие преподобные почти всю свою жизнь проводили в физических трудах, а некоторые даже получили прозвание «трудолюбец» (например, преподобные Зинон и Арсений Печерские).

Смотрите также: Апостол Павел — каким был его характер?

Но нельзя игнорировать причины, по которым апостол Павел трудился день и ночь. Из вышеприведенных текстов посланий к Фессалоникийцам мы видим, что святой не хотел обременять христиан. Такое отношение к работе способствовало более успешной проповеди Евангелия. Ведь если бы апостол жил за счет людей, которым он проповедовал, некоторые могли бы подумать, что его мотивы были корыстными. Несколько похожие аргументы апостол Павел указывает и во Втором послании к Коринфянам (2 Кор. 11:7-12). Таким образом, первая причина круглосуточной работы — это нежелание апостола создавать и малейшие препятствия в деле евангельской проповеди.

Вторая причина связанна с тем, что святой Павел хотел дать христианам пример правильного образа жизни. Во Втором послании к Фессалоникийцам, апостол пишет, что они (здесь также имеются в виду апостолы Павел, Силуан и Тимофей) «ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою ночь и день, чтобы не обременить кого из вас… чтобы себя самих дать вам в образец для подражания нам» (2 Фес. 3:8-9). Мы видим, что апостол добровольно брал на себя такой подвиг, чтобы показать христианам, как должно жить. «Трудоголизм» апостола Павла никак не был связан с любостяжанием, желанием обогатиться или же стремлением к карьерному росту. В его случае евангельская проповедь подтверждалась личным примером и не давала поводов к соблазну.

Какие выводы можно из этого сделать? Во-первых, христианину подобает зарабатывать на жизнь собственными руками, чтобы и посторонние нас уважали, и мы ни в чем не знали нужды (1 Фес. 4:11-12). Во-вторых, даже если христианин много и усердно трудится, его труд не должен быть мотивирован греховными желаниями, в том числе и желанием обогатиться. Ведь «желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу» (1 Тим. 6:9). Если получаемая прибыль превосходит нужды христианина, по примеру святых, ее можно употреблять на милостыню и добрые дела.