Чем наш Бог отличается от других «богов» в Священном Писании?


Господь Вседержитель. Икона. Россия, XVII век. Фрагмент
Господь Вседержитель. Икона. Россия, XVII век. Фрагмент
Источник: Демид / Fotoload

Бог «элогим»

Еврейское слово «элогим» (אלהים, или же с огласовками: אֱלֹהִים) чаще всего используется для обозначения Того, Кого мы называем в том числе и Богом. Но данное слово в Писании используется не только по отношению к нашему Богу. Оно же может использоваться по отношению к языческим богам, в том числе к их идолам. Например, когда Рахиль, жена Иакова украла идолов у своего отца, последний догнал их и спросил у Иакова: «Но пусть бы ты ушел, потому что ты нетерпеливо захотел быть в доме отца твоего, — зачем ты украл богов моих?» (אֱלֹהָי) (Быт. 31:30. см. также: 2 Пар. 25:14). Также это слово в Писании используется по отношению к бесам: «Приносили жертвы бесам (שֵּׁדִים), а не Богу, богам (אֱלֹהִים), которых они не знали» (Втор. 32:17). Это же слово в Писании используется по отношению к духу, которого вызвала аэндорская волшебница: «И сказал ей царь: не бойся; что ты видишь? И отвечала женщина: вижу как бы бога (אֱלֹהִים), выходящего из земли» (1 Цар. 28:13)1В Писании также неоднократно используется сокращенная форма אֱלֹהִים, а именно אֵל («эл»). Как и «элогим», данное слово используется не только по отношению к Тому, кого мы называем в том числе Богом, но и для обозначения языческих богов.. Таким образом, термин «элогим» используется для обозначения любой духовной сущности: Бога, ангелов, бесов, духов.

Это важно учитывать, поскольку в Писании на языке оригинала не используется заглавная буква для обозначения того, что данное слово относится к Богу. Иными словами, читатель и переводчик решает, какой «элогим» имеется в виду, и главным помощником здесь служит контекст2Стоит оговориться, что в еврейском языке есть артикль — когда он присоединяется к אֱלֹהִים, то под этим словом всегда имеется в виду Бог. Но это никак не говорит о том, что всякий раз, когда имеется в виду Бог, то אֱלֹהִים используется с артиклем. Достаточно упомянуть, что в первой главе книги Бытия אֱלֹהִים ни разу не используется с артиклем..  

Бог тетраграмматон 

Известно, что имя Бога их четырех букв (יהוה) нельзя произносить. Этот запрет возник ввиду неправильного понимания 3-й заповеди Десятисловия: «Не произноси имени Господа (יהוה), Бога твоего, напрасно». Одно из направлений в иудаизме предположило, что речь идет о произношении священного имени Бога, и данная традиция со временем привела к тому, что люди перестали произносить тетраграмматон (יהוה). Однако такое понимание обусловлено неправильным толкованием заповеди. Более буквальный перевод этого стиха звучит следующим образом: «Не носи3Именно таково базовое значение используемого в данном случае глагола נָשָׂא. Более того, данный глагол в принципе не используется для обозначения «произносить». имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто носит имя Его напрасно». Выражение «носить имя Господа, Бога твоего» сейчас можно понимать как «называться христианином, свидетельствовать о принадлежности Богу». Для современного человека данную заповедь можно перефразировать следующим образом: «Не носи имя христианина напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто попусту носит имя, свидетельствующее о принадлежности Ему». 

Возвращаясь к тетраграмматону, отметим наиболее вероятные варианты произношения тетраграмматона на русском языке — «Яхве», «Ягве». По сути, нет никаких проблем с использованием священного имени Бога. Но, конечно, это необходимо делать с благоговением, осознавая, о Ком говоришь. 

«Иегова» — это еще один вариант произношения тетраграмматона. Но, как учение свидетелей Иеговы, их произношение тетраграммотона — неправильно. 

Бог «Кириос» 

В Синодальном переводе священное имя Бога יהוה («Яхве») обычно транслируется при помощи слова «Господь». Здесь важно отметить следующее: словом «Господь» в Синодальном переводе также транслируется греческое слово κύριος («Кириос»), которое используется для обозначения того, кто чем-то владеет («хозяин), или того, кто находиться в позиции власти («господин, повелитель»). В Священном Писании κύριος используется не только по отношению к Яхве. Например, Сарра называла Авраама κύριος, Иоанн Богослов так обращался к одному из 24-х старцев (Откр. 7:14). Апостол Павел использовал κύριος для обозначения господ рабов (Еф. 6:5; Кол. 3:22). В еврейском языке также есть аналог греческому κύριος — אָדוֹן («адон»). Возможно, вас встречалось слово «Адонай» — оно означает «господин мой» (אֲדֹנָי).

Отметим, что когда κύριος используется по отношению к Яхве, то в Синодальном переводе оно всегда транслируется как «Господь», а не «Господин». Хотя по смыслу последний вариант также возможен. Можно сказать, что «Господь» в Синодальном переводе — это некий аналог «Яхве». Смысловая нагрузка между «Господь» («Тот, Кто господствует») и «Яхве» («Тот, Кто существует») отличается, но это различие в сне принципиально.

Читайте также: Самое страшное имя Бога. Совет Иоанна Златоуста против врагов.

Другие боги 

Другие, языческие боги — это выдумка, фантазии язычников, или же они действительно существовали (существуют)? Вспомним слова ап. Павла:

«Итак, об употреблении в пищу идоложертвенного мы знаем, что идол в мире ничто и что нет иного Бога, кроме Единого. Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, — так как есть много богов и господ много, — но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им» (1 Кор. 8:4-6).

Как мы видим, апостол Павел исповедует, что «нет иного Бога, кроме Единого», с другой стороны, что «есть много богов и господ много». Что это значит?

В Писании мы можем неоднократно встретить сравнение Бога с богами. Например: «Велик Господь и достохвален, страшен Он паче всех богов» (Пс. 95:4. 1 Пар. 16:25); «Я познал, что велик Господь, и Господь наш превыше всех богов» (Пс. 134:5). Здесь необходимо отметить следующее: такое сравнение имеет место быть только в том случае, если боги действительно существуют. Зачем сравнивать кого-то с несуществующим? Такое сравнение бессмысленно: если мы скажем, что данная лошадь бежит быстрее единорога, то это ничего нам не скажет о скорости лошади. Поэтому, когда говорится, что Бог превосходнее богов, то это, между прочим, свидетельствует о том, что другие боги реальны.

Возвращаясь к словам апостола Павла, можно сказать, что тот исповедует: такой Бог, как наш — Единственный, таких больше не существует. С другой стороны, он не отрицает, и даже подтверждает то, что боги существуют (есть так называемые боги, или на небе, или на земле, — так как есть много богов и господ много). 

Наши наиболее часто используемые слова («Бог», «Господь») по отношению к Яхве на самом деле не указывает на Его уникальность. Как богов (אלהים), так и господ (κύριος) много: «Так как есть много богов и господ много» (1 Кор. 8:5). Слово «Господь» указывает на Яхве как на Господина, Властителя. «Бог» — указывает на Яхве как на Представителя духовного мира, Представителя бестелесных личностей. Это лучше помогает понять, почему авторы Писания нередко говорят о том, что Господь (Яхве) несравненно выше, славнее других богов, господ: «Я познал, что велик Яхве (יהוה), и Господин (אֲדֹנֵינוּ) наш превыше всех богов» (Пс. 134:5); «Ибо велик Яхве (יהוה) и достохвален, страшен Он паче всех богов» (Пс. 95:4). Также это лучше помогает понять обозначения Яхве как «Бог богов, Господь господствующих, Владыка владык». Эти термины указывают на то, что боги, господствующие, владыки на самом деле имеют над собою Подлинного Бога, Господа, Владыку. Хотя Яхве является Богом, Господином и Владыкою, никакой другой бог, господин и владыка не является Яхве. Уникальность Яхве состоит в Его несравнимом превосходстве над остальными представителями духовного мира и господствующими.

В книге пророка Софонии мы читаем следующую похвальбу города Ниневии: «И нет иного (города), кроме меня» (2:15). Подобным образом величался и Вавилон (Ис. 47:8). Конечно, такими утверждениями люди не отрицали существование других городов. Они лишь хотели указать на свое несравненное превосходство. Примечательно, что Господь («Яхве») также использует подобный язык. В книге пророка Исаии мы читаем: «Прежде Меня не было Бога и после Меня не будет. Я, Я Господь, и нет Спасителя кроме Меня» (Ис. 43:10-11); «Так говорит Господь, Царь Израиля, и Искупитель его, Господь Саваоф: Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога, ибо кто как Я?» (Ис. 44:6-7). Мы понимаем, что данными утверждениями не отрицается существование других богов. Такие утверждения свидетельствуют о том, что никакой другой бог не сравниться с Господом (Яхве). Иными словами, Господь таким образом снова и снова подчеркивает Свое несравненное превосходство над другими богами, господствующими, спасителями. 

 

Итог

Итак, мы видим, что в Священном Писании «бог» (אֱלֹהִים) используется для указания на представителей духовного мира, Один из которых — Яхве. Несмотря на то, что авторы Писания главным образом используют «бог» (אֱלֹהִים) по отношению к Яхве, точно этот же термин они используют и для обозначения других представителей духовного мира: ангелов, бесов,  умерших людей. Уникальность нашего Бога авторы Писания обозначают не при помощи «Бог» (אֱלֹהִים), а посредством использования тетраграмматона — Яхве (יהוה). Библейский «монотеизм» не отрицает реальности других богов, он запрещает поклоняться и служить им.

С другими статьями автора можно ознакомиться на его телеграм-канале.