Библейская жертва за павших воинов
Во Второй книге Маккавейской рассказывается о том, как Иуда Маккавей обнаружил у павших еврейских воинов языческие амулеты. Несмотря на то, что Закон Моисеев говорил только о жертвоприношении за живых, Иуда Маккавей отправил пожертвование в Иерусалим, чтобы за умерших воинов была принесена жертва за грех. Он верил в воскресение мертвых и поэтому был убежден в том, что молитва за усопших имеет смысл.
Приводим текст из Второй книги Маккавейской целиком. Обратите внимание на том, как эмоционально оценивает поступок Иуды автор этой книги:
«На другой день бывшие с Иудою пошли, как требовал долг, перенести тела павших и положить их вместе со сродниками в отеческих гробницах.
И нашли они у каждого из умерших под хитонами посвященные Иамнийским идолам вещи, что закон запрещал Иудеям: и сделалось всем явно, по какой причине они пали.
Итак, все прославили праведного Судию Господа, открывающего сокровенное, и обратились к молитве, прося, да будет совершенно изглажен содеянный грех; а доблестный Иуда увещевал народ хранить себя от грехов, видя своими глазами, что случилось по вине падших.
Сделав же сбор по числу мужей до двух тысяч драхм серебра, он послал в Иерусалим, чтобы принести жертву за грех, и поступил весьма хорошо и благочестно, помышляя о воскресении; ибо, если бы он не надеялся, что павшие в сражении воскреснут, то излишне и напрасно было бы молиться о мертвых.
Но он помышлял, что скончавшимся в благочестии уготована превосходная награда, — какая святая и благочестивая мысль! — Посему принес за умерших умилостивительную жертву, да разрешатся от греха» (2 Макк. 12:39–45).