Исцеление расслабленного

Неделя 6-я по Пятидесятнице


Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город. И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои. При сем некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует. Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших? ибо что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, – тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой. И он встал, взял постель свою и пошел в дом свой. Народ же, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам. 

Мф. 9:1-8

Сегодня мы слышим рассказ об исцелении расслабленного — то есть полностью парализованного человека, которого его друзья принесли к Иисусу.

Поворотный пункт во всей истории выражен здесь фразой, которая имеет неправильную грамматическую конструкцию в греческом оригинале, передаваемую и в большинстве переводов: «Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи», — говорит расслабленному: «Тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой». Начав фразу с обращения к книжникам и не договорив ее, Иисус в середине фразы вдруг снова обращается к расслабленному. Благодаря этой оригинальной грамматической конструкции, зафиксированной всеми тремя синоптиками, фокус внимания читателя мгновенно перемещается с книжников на расслабленного в тот самый момент, когда с ним должно произойти чудо.

Слово «власть» неоднократно встречается в Евангелиях применительно к Иисусу. Люди удивлялись учению Иисуса, потому что Он учил их «как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи» (Мф. 7:28–29; Мк. 1:22). Власть Иисуса здесь противопоставляется отсутствию таковой у книжников. В рассказе о расслабленном это противопоставление особенно очевидно: Иисус обладает властью, которой они не имеют.

Иисус неоднократно говорил о Своей власти ученикам, и они понимали, что речь идет о власти, полученной непосредственно от Бога. В молитве к Отцу Он говорит в присутствии учеников: «Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную» (Ин. 17:2). А после воскресения Иисус скажет ученикам: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле» (Мф. 28:18). Этой властью Он делился с ними еще при жизни. Двенадцати апостолам Он «дал силу и власть над всеми бесами и врачевать от болезней» (Лк. 9:1). А семидесяти говорил: «Се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам» (Лк. 10:19). После же Своей смерти и воскресения Он наделил этой властью Своих последователей, о которых сказал: «Именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками... возложат руки на больных, и они будут здоровы» (Мк. 16:17–18). Власть Иисуса обладает целительной силой, и эту власть Он передает ученикам.

Узнать больше Вы можете в книге митрополита Волоколамского Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».

Также Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.