В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» (Х, 3) подчеркивается, что «развод как крайняя мера может иметь место только в случае совершения супругами деяний, которые определены Церковью как поводы для развода». Тем не менее, «если распад брака является свершившимся фактом — особенно при раздельном проживании супругов, — а восстановление семьи не признается возможным, по пастырскому снисхождению также допускается церковный развод. Церковь отнюдь не поощряет второбрачия, тем не менее после законного церковного развода, согласно каноническому праву, второй брак разрешается невиновному супругу. Лицам, первый брак которых распался и был расторгнут по их вине, вступление во второй брак дозволяется лишь при условии покаяния и выполнения епитимии, наложенной в соответствии с каноническими правилами. В тех исключительных случаях, когда допускается третий брак, срок епитимии, согласно правилам святого Василия Великого, увеличивается». Под епитимией понимается определенная форма наказания, устанавливаемая в каждом конкретном случае церковной властью.