Митрополит Иларион: Погружение в прорубь не является необходимым атрибутом празднования Крещения Господня

Крещенские купания
Крещенские купания
Источник: Владимир Астапкович / РИА Новости

JESUS-PORTAL.RU. 17 января. Сегодня в публичном пространстве празднование Крещения Господня ассоциируется почти исключительно с крещенскими купаниями, что у немалого числа людей создает впечатление, будто Церковь приглашает всех в этот день погружаться в прорубь, отметил в эфире программы «Церковь и мир» митрополит Волоколамский Иларион.

«Мне даже доводилось встречать православных христиан, которые как бы извиняются за то, что они не погружаются в прорубь, потому что им либо здоровье, либо отсутствие времени не позволяет», – упомянул архипастырь.

Он подчеркнул: погружение в прорубь не является необходимым атрибутом праздника Богоявления, именуемого также Крещением Господним. «Это вообще не требование Церкви, не церковное таинство или обряд, – констатировал Владыка. – Празднование Крещения Господня заключается, прежде всего, в том, чтобы прийти в храм, принять участие в Божественной литургии, причаститься Святых Христовых Таин, затем поучаствовать в молитве при освящении воды, освященную крещенскую воду взять с собой и в течение всего года употреблять ее, в том числе, как средство исцеления от болезней, но отнюдь не вместо лекарств и не вместо обращения к врачам».

Продолжая тему праздничной традиции погружения в воду, митрополит Иларион напомнил: «Церковный устав и церковные правила знают только одно погружение для человека – это погружение в воды крещальной купели. Об этом мы в Символе веры говорим: "Исповедую едино крещение во оставление грехов". Через это погружение в Таинстве крещения человек становится членом Церкви». Он указал на то, что ни в одном из богослужебных текстов, звучащих при освящении воды, которое совершается в Крещенский сочельник и в самый день Крещения Господня, не упоминаются погружения в эту воду, но говорится о том, что освященную воду пьют во исцеление души и тела, окропляют крещенской водой свои жилища; ею можно окроплять и какие-то вещи для их освящения; также упоминается помазание этой водой.

«Вот, собственно, для чего, с точки зрения церковного Устава, должна употребляться крещенская вода. Все остальное – это уже обычаи, традиции, фольклор, – отметил митрополит Волоколамский Иларион. – Для тех людей, кому позволяет здоровье, окунуться в прорубь – очень хорошее дело, это вызывает хорошие ощущения и много позитивных эмоций. Но это не церковное Таинство и даже не церковный обряд».

По просьбе ведущей иерарх рассказал, имеется ли у него опыт крещенских купаний. Так, архипастырь упомянул, что было два или три года, когда он регулярно – раз в неделю или раз в две недели – в течение всей зимы погружался в прорубь. «Я просто осенью не заканчивал купальный сезон, а продолжал погружаться по мере того, как вода остывала, – отметил владыка Иларион. – Но потом многообразие служебных обязанностей не оставило мне этой возможности, к сожалению. Я теперь погружаюсь в прорубь только на Крещение. Делаю это в неотапливаемой проруби и вне зависимости от погодных условий».