Митрополит Иларион: Каждый человек, который берется толковать Священное Писание, должен сверяться с голосом Церкви
JESUS-PORTAL.RU. 28 марта. О том, почему и по какому праву из многообразия имевшихся на то время описаний жизни Христа Церковь отобрала и признала каноничными только четыре Евангелия, и каковы границы толкования Писания для верующих, рассказал митрополит Волоколамский Иларион, отвечая на вопрос зрителя телевизионной программы «Церковь и мир».
Церковь отобрала и признала достоверными Евангелия от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна так же, как дети ушедшего в мир иной человека распоряжаются его наследием, отделяя правдивую информацию о нем от того, что является недостоверным, констатировал Владыка.
«Когда Иисус Христос умер и воскрес, то рассказы о Его жизни и Его собственные изречения сначала существовали в устной традиции, и лишь на каком-то этапе бытия Церкви были записаны. Причем записывались они разными людьми, – напомнил иерарх. – И вот Церковь отобрала из всего имевшегося материала четыре Евангелия, а другие источники, которые создавались параллельно, отвергла как недостоверные. Все четыре Евангелия были написаны во времена, когда еще жили на земле те, кто лично помнил Иисуса Христа, кто лично Его знал, кто своими ушами слышал Его изречения, и они могли вполне безошибочно сказать, что Он говорил, а чего не говорил, что Он делал, а чего не делал. Именно они и отобрали из всего имевшегося материала то, что, с их точки зрения, было абсолютно достоверно».
Архипастырь указал на то, что Евангелия не создавались людьми, которые сидели в одной комнате и могли бы сверять друг с другом написанное. Именно имеющиеся между этими текстами различия и даже встречающиеся порой противоречия доказывают, что евангелисты писали по памяти: каждый записал то, что он увидел, услышал и запомнил. И это еще одно свидетельство достоверности евангельских текстов.
Коснувшись темы толкований Евангелия, митрополит Иларион указал на то, что, с церковной точки зрения легитимным толкованием является то, которое согласуется с учением Церкви. «Мы знаем, что в истории было очень много ситуаций, когда вырванными из контекста или неправильно истолкованными текстами Священного Писания люди оправдывали свои греховные деяния», – напомнил архипастырь, подчеркнув: чтобы этого не произошло, каждый человек, который берется толковать Писание, должен сверять свое истолкование с голосом Церкви.