Седмица 5-я по Пятидесятнице
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
Рождество св. Иоанна Предтечи
1:24 После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев и говорила:
1:25 так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми.
1:57 Елисавете же настало время родить, и она родила сына.
1:58 И услышали соседи и родственники ее, что возвеличил Господь милость Свою над нею, и радовались с нею.
1:59 В восьмой день пришли обрезать младенца и хотели назвать его, по имени отца его, Захариею.
1:60 На это мать его сказала: нет, а назвать его Иоанном.
1:61 И сказали ей: никого нет в родстве твоем, кто назывался бы сим именем.
1:62 И спрашивали знаками у отца его, ка́к бы он хотел назвать его.
1:63 Он потребовал дощечку и написал: Иоанн имя ему. И все удивились.
1:64 И тотчас разрешились уста его и язык его, и он стал говорить, благословляя Бога.
1:65 И был страх на всех живущих вокруг них; и рассказывали обо всем этом по всей нагорной стране Иудейской.
1:66 Все слышавшие положили это на сердце своем и говорили: что́ будет младенец сей? И рука Господня была с ним.
1:67 И Захария, отец его, исполнился Святаго Духа и пророчествовал, говоря:
1:68 благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему,
1:76 И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему,
1:80 Младенец же возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю.
Послание апостола Павла к Римлянам
13:12 Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света.
13:13 Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти;
13:14 но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти.
14:1 Немощного в вере принимайте без споров о мнениях.
14:2 Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи.
14:3 Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его.
14:4 Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стои́т он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его.
Евангелие от Луки
1:5 Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник из Авиевой чреды, именем Захария, и жена его из рода Ааронова, имя ей Елисавета.
1:6 Оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно.
1:7 У них не было детей, ибо Елисавета была неплодна, и оба были уже в летах преклонных.
1:8 Однажды, когда он в порядке своей чреды служил пред Богом,
1:9 по жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему войти в храм Господень для каждения,
1:10 а всё множество народа молилось вне во время каждения,-
1:11 тогда явился ему Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного.
1:12 Захария, увидев его, смутился, и страх напал на него.
1:13 Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн;
1:14 и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются,
1:15 ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей;
1:16 и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их;
1:17 и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный.
1:18 И сказал Захария Ангелу: по чему я узна́ю это? ибо я стар, и жена моя в летах преклонных.
1:19 Ангел сказал ему в ответ: я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие;
1:20 и вот, ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то́, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время.
1:21 Между тем народ ожидал Захарию и дивился, что он медлит в храме.
1:22 Он же, выйдя, не мог говорить к ним; и они поняли, что он видел видение в храме; и он объяснялся с ними знаками, и оставался нем.
1:23 А когда окончились дни службы его, возвратился в дом свой.
1:24 После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев и говорила:
1:25 так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми.
1:57 Елисавете же настало время родить, и она родила сына.
1:58 И услышали соседи и родственники ее, что возвеличил Господь милость Свою над нею, и радовались с нею.
1:59 В восьмой день пришли обрезать младенца и хотели назвать его, по имени отца его, Захариею.
1:60 На это мать его сказала: нет, а назвать его Иоанном.
1:61 И сказали ей: никого нет в родстве твоем, кто назывался бы сим именем.
1:62 И спрашивали знаками у отца его, ка́к бы он хотел назвать его.
1:63 Он потребовал дощечку и написал: Иоанн имя ему. И все удивились.
1:64 И тотчас разрешились уста его и язык его, и он стал говорить, благословляя Бога.
1:65 И был страх на всех живущих вокруг них; и рассказывали обо всем этом по всей нагорной стране Иудейской.
1:66 Все слышавшие положили это на сердце своем и говорили: что́ будет младенец сей? И рука Господня была с ним.
1:67 И Захария, отец его, исполнился Святаго Духа и пророчествовал, говоря:
1:68 благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему,
1:76 И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему,
1:80 Младенец же возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю.
Иоанн Креститель выше всех рожденных женами, как говорит о нем слово Божие. Потому что он был призван приготовить народ к принятию пришествия Спасителя через покаяние. А ведь всякое искреннее покаяние предполагает искренний разговор, честный разговор. Когда тот, кто приглашает к покаянию, задает нелицеприятные вопросы, он как бы имеет права и суда, имеет право сказать, что правильно, а что неправильно в жизни человека. Вот это и совершал пророк Божий Иоанн. Как говорится в слове Божием, Иоанн крестил крещением покаяния. Он готовил людей покаянием для того, чтобы они оказались способными принять слово Спасителя, Мессии, Господа Иисуса Христа.
Исцеление сухорукого
И, отойдя оттуда, вошел Он в синагогу их. И вот, там был человек, имеющий сухую руку. И спросили Иисуса, чтобы обвинить Его: можно ли исцелять в субботы? Он же сказал им: кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит? Сколько же лучше человек овцы! Итак можно в субботы делать добро. Тогда говорит человеку тому: протяни руку твою. И он протянул, и стала она здорова, как другая.
Мф. 12:9-13
В сегодняшнем чтении из Евангелия от Матфея рассказывается об исцелении сухорукого, то есть человека с парализованной рукой. Оно происходит в субботу, что вызывает нарекания фарисеев.
Мы можем спросить: почему Иисус так часто исцелял по субботам? После исцеления согбенной женщины начальник синагоги говорит народу: «Есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний» (Лк. 13:14). Однако именно по субботам народ собирался в синагоге, и среди собравшихся нередко бывали страдавшие различными недугами. Иисус не специально выбирал субботу в качестве «приемного дня»: Он исцелял и в другие дни и не только в синагогах. Но синагогальные собрания представляли регулярные случаи для исцелений, так как больные приближались к Нему и просили о помощи.
Буквализм, начетничество, восприятие религии исключительно в качестве суммы предписаний, относящейся к различным видам человеческой жизнедеятельности — все это глубоко противоречило тому учению, которое Иисус принес на землю, тому мировосприятию, которое Он проповедовал. Делать добро можно в любое время; для добра нет ограничений. Эту простую истину Он безуспешно пытался внушить фарисеям, которые считали, что добро можно делать только по расписанию. Для них добро не было самоцелью: главным был ритуал, соблюдение правил, следование закону Моисееву и «преданиям старцев».
В центре внимания Иисуса всегда был живой человек — тот, который встречался ему на дороге, или в доме, или в синагоге, и который нуждался в помощи здесь и теперь, а не когда-то в будущем. Иисус не проходил мимо таких людей. Если они обращались к Нему, Он немедленно совершал исцеления: суббота не была для этого препятствием.
Узнать больше вы можете в книге митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Кроме того, Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
ОСВОБОЖДЕНИЕ СВЯТОГО ПЕТРА АФОНСКОГО ИЗ ТЮРЬМЫ
Преподобный Пётр (IX век), отец афонского монашества, родился в Константинополе и был воином. Он попал в плен к сирийцам и, сидя в заключении, думал, почему Бог попустил совершиться этому несчастью. Он вспомнил, что когда-то обещал, что примет монашество, но не исполнил этого. С терпением перенося трудности, Пётр молился об избавлении. Однажды ему во сне явился Николай Чудотворец, сказавший, что молитвы Петра услышаны, но из-за медлительности в исполнении обета Господь тоже не будет спешить его вызволять. Через некоторое время святитель Николай ещё раз явился Петру и призвал молиться праведному Симеону Богоприимцу. Третий раз святитель пришёл вместе с праведным Симеоном. Тот коснулся золотым жезлом оков Петра, и те рассыпались, после чего все трое беспрепятственно вышли за пределы крепости.
ИЗ ЖИТИЯ ПРЕПОДОБНОГО ФЕОДОТА ГЛИНСКОГО
Глинский подвижник, преподобный Макарий, исполнявший в то время должность благочинного, выйдя однажды во время утреннего богослужения из церкви, увидел над братской кухней столп света. Будучи сам просвещён Духом Божиим и поняв, откуда такое явление, он тихо прошёл в кухонный коридор и приблизился к двери (в ней была щель, образовавшаяся от трения старинной щеколды). Наклонясь к щели, он стал всматриваться и увидел преподобного Феодота, стоящего на коленях пред иконой Спасителя с воздетыми руками, и из уст его выходил сноп света, который, простираясь к иконе, разливался и освещал то место стены, где стоял образ. Увидев это, преподобный Макарий был поражён чудным зрелищем и в страхе отступил назад. С чувством великого благоговения рассказывал он после об увиденном единомысленным собратьям. По примеру преподобного Макария и другие братья Глинской пустыни удостоились видеть преподобного Феодота в различных чудесных стояниях. Некоторые видели его во время молитвы освещённым неземным светом.